Для чего надо изучать математику машинисту
Перейти к содержимому

Для чего надо изучать математику машинисту

  • автор:

Как изучить математику для машинного обучения

математику для машинного обучения

Программирование и разработка

математику для машинного обучения

Машины учатся лучше, чем люди. Поэтому нужно изучать математику для машинного обучения. Хотя у нас до сих пор нет «сильного искусственного интеллекта» или машин, которые могут мыслить абстрактно, эмоционально и творчески, машины очень хорошо научились выполнять отдельные задачи.

Машинное обучение, или ML, объединяет информатику, статистику и, главное, математику, чтобы машина могла выполнять задачу, не будучи запрограммированной на это.

Данные вводятся в эти алгоритмы машинного обучения, а затем они могут принимать решения и делать прогнозы. Математика — это часть фундаментальных знаний, необходимых для профессионального обучения машинному обучению.

Что такое машинное обучение?

Машинное обучение — это использование технологий будущего для помощи людям. По мере того как компьютерные алгоритмы становятся более надёжными, людям становится всё проще сравнивать данные и получать ценную информацию.

Кроме того, по мере развития технологий и совершенствования машинного обучения мы приближаемся к созданию искусственного интеллекта, который мы так часто видим в фильмах. ML использует математические стратегии для улучшения способности машинного обучения в надежде, что однажды машины превзойдут человеческое обучение.

Для чего используется машинное обучение?

В 2020 году машинное обучение использует набор операций, называемый алгоритмом, который основан на вычислениях и решении проблем. Математические знания находятся на переднем крае написания алгоритмов. Ниже приведены несколько примеров того, где найти машинное обучение в обществе и в Интернете.

  • Facebook. Компания создала алгоритм распознавания лиц по фотографиям. Исследователи Facebook открывают способы реализовать глубокое обучение в алгоритме Facebook, чтобы упростить пометку себя и своих друзей на фотографиях.
  • Uber. Приложения Uber используют машинное обучение, чтобы улучшить взаимодействие с пользователем. Машинное обучение используется для оценки времени прибытия и прогнозирования того, куда вы хотите отправиться.
  • Переводчик Google. Google Translate использует тысячи переведённых текстов, чтобы помочь людям преодолеть языковой барьер. Хотя этот алгоритм не всегда полностью точен, он является чрезвычайно полезным инструментом для путешественников.
  • KUKA. Немецкий производитель использует машинное обучение в своих роботизированных манипуляторах, предназначенных для автоматизации производства. Эти инновационные руки могут легко перемещать объекты благодаря аналитике данных и машинному обучению.
  • Amazon Ads. Использование алгоритмов означает, что вы будете видеть рекомендованные рекламные объявления на различных веб-сайтах для товаров, аналогичных тем, которые вы искали ранее. ML может рекомендовать продукты или услуги на основе данных из вашей истории поиска.

Изучение математики для машинного обучения

машинное обучение

Хотя изучение языка программирования, такого как Python, необходимо для машинного обучения, изучение математики является ключом к её пониманию. Чтобы стать профессионалом в области машинного обучения, вы должны быть уверены в линейной алгебре, исчислении, вероятности и статистике.

Математика необходима для машинного обучения, потому что компьютеры видят мир иначе, чем люди. Там, где люди видят изображение, компьютер увидит 2D- или 3D-матрицу. С помощью математики мы можем ввести эти измерения в компьютер, а линейная алгебра предназначена для обработки новых наборов данных.

Необходимая математика для машинного обучения

Есть несколько видов математики для машинного обучения. Прочтите наши описания этих типов математики, чтобы получить представление о том, что вам нужно знать.

Многомерное исчисление

В математическом анализе вы узнаете об интегралах, производных и градиентном спуске. Интегралы и производные важны для моделирования различных типов распределений данных и создания симуляций. Градиентный спуск — ключ к изучению нейронных сетей.

Статистика

Первое, что нужно понять в статистике, — это теория вероятностей и теорема Байеса. Вероятность — это идея распределений и случайности, которые лежат в основе алгоритмов.

Описательная статистика — важная часть работы специалиста по данным, поскольку она сосредоточена на анализе корреляций. Машинное обучение также включает в себя проверку гипотез и линейную регрессию в статистике, которая используется для задания вопросов, проверки теорий и построения линий данных.

Дискретная математика

Дискретная математика — фундаментальное знание информатики. Он включает в себя индуктивные и дедуктивные рассуждения, теорию графов, рекурсию и сложность алгоритмов. Речь идёт об оценке моделей на основе времени и сложности их изготовления.

Линейная алгебра

Линейная алгебра является неотъемлемой частью многих алгоритмов машинного обучения, таких как глубокое обучение. Наиболее важными частями являются матрицы и векторы, поскольку они являются основным компонентом Python. Вы также узнаёте об умножении матриц, собственных значениях и собственных векторах.

Лучшая математика для курсов машинного обучения

Научитесь создавать ИИ после завершения этих курсов математики для машинного обучения.

Есть много способов изучить математические концепции, используемые в машинном обучении, в том числе очные занятия, онлайн-курсы и бесплатные курсы.

Стоит ли изучать машинное обучение?

Примените свои математические навыки для создания обучающихся машин.

По данным Бюро статистики труда США, учёный, занимающийся компьютерными и информационными исследованиями, может получать среднюю зарплату в размере 122 840 долларов в год. Математика для машинного обучения может помочь вам начать свой путь к машинному обучению.

Заключение

Лучшая математика для курсов машинного обучения

Мы надеемся, что эта статья подготовила вас к тому, чтобы заняться математическими уравнениями. Которые приведут к успеху в ма шинном обучении. Ещё один важный совет — прочитать книгу Марка Питера Дайзенрота по машинному обучению «Математика для машинного обучения», которая даст вам существенное представление обо всём, что касается математики и машинного обучения.

�� Для чего нужен математический анализ в машинном обучении

�� Для чего нужен математический анализ в машинном обучении

Математический анализ – основа всей высшей математики. Он необходим во многих разделах царицы наук: особенно это относится к производным и интегралам. К запуску авторского «Онлайн-курса по математике в Data Science Lite» мы начинаем публикацию серии статей об использовании математических методов в науке о данных. Сегодня рассмотрим несколько самых очевидных применений матанализа в машинном обучении, а затем перейдем к линейной алгебре и теории вероятностей.

Градиентный спуск

Знак производной показывает, возрастает исходная функция (производная положительна) или убывает (отрицательна). Если производная существует и равна нулю, то мы находимся в точке экстремума (минимума или максимума).

Знаки производной в точке экстремума и в ее окрестностиЗнаки производной в точке экстремума и в ее окрестности

На этом свойстве производной основан самый популярный метод машинного обучения – градиентный спуск (и вообще практически все методы машинного обучения). Градиент функции нескольких переменных – это вектор ее частных производных по каждой из этих переменных:

В данном случае L – это функция потерь (Loss) нашей модели машинного обучения, а w1. wn – внутренние параметры модели, которые должны изменяться в процессе ее обучения (веса). Функция потерь измеряет «качество» модели, она может быть очень разной в зависимости от задачи. Например, для модели, предсказывающей значение одной переменной, это может быть квадрат разности между истинным значением этой переменной и предсказанным.

Нам нужно найти глобальный минимум функции потерь в пространстве весов – то есть, такие значения весов, при которых модель будет оптимальной. Метод градиентного спуска на каждом шагу рассчитывает градиент в данной точке n-мерного пространства весов и переходит в следующую точку, двигаясь по направлению вектора градиента.

Градиентный спуск по поверхности функции потерьГрадиентный спуск по поверхности функции потерь

Идея метода градиентного спуска очень проста: «если идти все время вниз, то когда-нибудь достигнешь дна». Чтобы узнать, в каком направлении находится «низ», мы и считаем вектор градиента.

Цепное правило и back-propagation

Изучая математический анализ, вы познакомитесь с цепным правилом вычисления производной – это правило вычисления производной сложной функции:

�� Для чего нужен математический анализ в машинном обучении

Поскольку все нейронные сети состоят из нескольких слоев, и входом каждого слоя сети, кроме первого, является выход предыдущего слоя, результат работы сети (прямого прохода) – это именно сложная функция, в которой функция активации нейронов каждого слоя выполняется над результатами функции активации предыдущего.

Для обучения нейронной сети нам нужно рассчитать градиент ее функции потерь, то есть набор производных этой функции по всем весам сети. Как видно на следующем рисунке, цепное правило позволяет представить производную по каждому весу в виде произведения более простых элементов (производных функции потерь и функций активации нейронов по их параметрам), которые мы уже можем рассчитать.

Прямой и обратный проходы нейронной сети. На обратном проходе считается производная функции потерь по весам с помощью цепного правила вычисления. Прямой и обратный проходы нейронной сети. На обратном проходе считается производная функции потерь по весам с помощью цепного правила вычисления.

Такой метод расчета градиента называется обратным распространением ошибки, или просто обратным распространением (back-propagation). Именно этот метод дал старт широкому распространению всех видов нейронных сетей, которые изменили мир. История искусственных нейронных сетей началась еще в 1960-х, но лишь недавно появились вычислительные мощности, позволяющие реализовать обратное распространение.

Плотность распределения вероятности

Одно из самых очевидных применений интегралов в машинном обучении – это интегрирование функции плотности распределения вероятности, занимающей центральное место в статистике. Вероятность того, что случайная величина находится в интервале между alpha и beta, равна определенному интегралу по функции плотности вероятности с этими пределами.

Вероятность в виде интеграла функции плотности распределенияВероятность в виде интеграла функции плотности распределения

Именно из этой формулы следует знаменитое правило трех сигм – эмпирическое правило, согласно которому 68% значений нормально распределенной случайной величины находятся в пределах одного стандартного отклонения от среднего значения, 95% значений – в пределах двух отклонений, и 99.7% (почти все) – в пределах трех отклонений.

Правило трех сигмПравило трех сигм

Заключение

Мы привели лишь несколько самых очевидных примеров применения математического анализа в машинном обучении. Менее очевидные встречаются буквально везде! Например, при выборе функции активации слоя нейронов надо учитывать опасность взрывных/исчезающих градиентов, то есть уметь анализировать поведение этой функции.

Конструирование признаков (feature engineering) – это искусство создания нужных признаков на основе исследовательского анализа данных (exploratory data analysis, EDA). Например, анализ данных может показать квадратичную зависимость целевой переменной от некоторого признака – то есть, можно ввести признак, равный квадратному корню исходного, от которого целевая переменная будет зависеть линейно. Чтобы хотя бы заметить эту квадратичную зависимость, а тем более доказать ее, нужно очень хорошо знать математический анализ.

Поэтому самым правильным ответом на вопрос «для чего в машинном обучении нужен математический анализ», будет «для всего». Нет ни одной области машинного обучения (и науки о данных вообще), в которой он бы не применялся.

В следующих статьях мы рассмотрим самые популярные приложения линейной алгебры и теории вероятностей в машинном обучении и науке о данных.

Если вы хотите наработать необходимую для изучения Data Science математическую базу, обратите внимание на онлайн-курс «Библиотеки программиста». С помощью опытных преподавателей из ведущих вузов страны сделать это будет намного проще, чем самостоятельно по книгам.

Что нужно на машиниста. Шаги к получению профессии»машинист электропоезда». Знания и навыки

Конечно же, управлять поездом без образования не пустят. Но обучение – это еще не все. Как стать машинистом и что нужно знать и уметь? Давайте разбираться.

Кажется, что вопрос не требует рассуждений, как становятся машинистами примерно знают все. Нужно получить образование, но дело в том, что после обучения еще нельзя приступать к выполнению профессиональных обязанностей.

Согласно опросу, большинство думает, что учеба – это все, что нужно, чтобы стать машинистом. Отчасти они правы, но только отчасти.

Заблуждаются опрошенные и в вопросе о том, сколько учиться на машиниста, какие предметы нужно сдавать и доступна ли эта профессия женщинам.

Ошибочных рассуждений много, поэтому попробуем их развеять.

Что нужно, чтобы стать машинистом?

Во-первых, нужно сказать, для того, чтобы стать машинистом необходимо иметь крепкое физическое здоровье и устойчивую психику. Специальность машиниста можно получить только после получения базового технического образования и накопления определенного стажа работы на железной дороге в качестве помощника машиниста.

В эту профессию не берут слабых парней; женщин, какими бы сильными они не были, не берут тоже. На законодательном уровне установлены требования к кандидатам на должность машиниста и как становятся машинистами женщинам никогда лично не узнать. Им путь в профессию закрыт.

Как становятся машинистами?

Если вы родились мужчиной, у вас нет физических ограничений, а здоровью можно позавидовать, есть смысл попробовать. Начальный этап – обучение в колледже, училище или техникуме. То есть, поступление в ссуз.

Железнодорожные ссузы осуществляют прием выпускников 9 и 11 классов. Срок обучения, чтобы стать машинистом — на базе 9 классов составляет 3 года 10 месяцев, на базе 11 классов — 2 года 10 месяцев.

Альтернатива ссузам – поступление в высшее учебное заведение. Их в нашей стране не очень много, поскольку для того, чтобы стать машинистом не нужен диплом вуза. Но если получать высшее профессиональное образование, то хуже не будет. Будет дольше. Учеба займет около 5 лет. Поступить можно при наличии оконченных 11 классов школы или после ссуза.

Также есть вариант обучения на курсах, например, на должность машиниста метрополитена, но берут, в основном, парней с военным билетом и оконченным средним профессиональным образованием.

Какие предметы нужно сдать на машиниста?

Это зависит от варианта места обучения. Для курсов сдавать ничего не требуется. Если поступать в вуз, техникум или колледж после 11 класса, все, что нужно, чтобы стать машинистом — предоставить результаты ЕГЭ.

При любом варианте поступления не стоит забывать, что абитуриенту нужно отличаться отменным здоровьем и это гораздо более сложный вступительный экзамен, который сдаст не каждый.

В ссузах учиться на машиниста можно по направлению «Техник». Почему техник, а не машинист поезда? Дело в том, что в России профессии машиниста практически нигде не обучают, ее осваивают постепенно, а окончательно должность присваивается уже по месту работы.

Средние профессиональные технические образовательные учреждения выпускают техников – будущих машинистов по нескольким направлениям подготовки.

Какие предметы нужно сдавать на машиниста по этим направлениям, определяет учебное заведение, в большинстве случаев это математика (устно) и русский язык (диктант) на базе 9 классов.

Часто высшие учебные заведения готовят инженеров железнодорожного транспорта по тем же специальностям что и техникумы. Но некоторые предоставляют более широкий перечень специальностей. Средний срок обучения в институте 5 лет. Зачисление в абитуриенты происходит на основании результатов ЕГЭ, при этом некоторые учебные заведения устанавливают обязательным ЕГЭ по физике. Некоторые специальности можно получить только в высших учебных заведениях городов административного значения.
И всё-таки, как стать машинистом? За редким исключением, ни один вуз и ссуз не выпускает специалистов с квалификацией машинист.

Имея на руках диплом выпускника железнодорожного вуза или техникума, необходимо будет смириться с тем, что это еще не конец учебы и не получение профессии, а только доступ к железной дороге.

Как становятся машинистом лучше всех знают помощники – ведь именно с этой должности стартует кандидат. После получения образования, помощнику предстоит отработать на железной дороге несколько лет и получить практический опыт. После этого его ждут курсы повышения квалификации и экзамены, а следом за ними можно будет пробовать свои силы по основной специальности.

Только так становятся машинистами и обучение – это серьезный этап, но за ним потребуется получить практические знания. В целом, на то, чтобы стать машинистом уйдет не менее 3х лет. И это в лучшем случае.

А вообще, чтобы стать машинистом первого класса, нужно отработать в профессии несколько лет и получить максимальный уровень квалификации.

Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.

В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Рабочее место

Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.

Важные качества

Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.

Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:

  • умение концентрировать внимание на важных моментах и удерживать его в течение продолжительного времени;
  • высокая скорость реакции на меняющиеся условия, чрезвычайные ситуации, отклонения от привычной нормы;
  • уверенность в собственных силах, отсутствие страха перед принятием решений;
  • развитое чувство ответственности;
  • технический склад ума, любовь к технике, стремление к саморазвитию в плане изучения устройств.

Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.

Машинист поезда — железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) — маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине — всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар — он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни — большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 23.03.2020

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Обучение на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них — профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему — «Моя будущая профессия — машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном «Российской газетой» пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Первый шагмедкомиссия

В метро и на пригородных электричках то и дело объявляют о приеме на работу машинистов. Довольно скромные начальные требования (достаточно быть мужчиной до 40 лет со средним образованием) и неплохая зарплата привлекает многих, но путь к креслу «капитана электропоезда» оказывается долгим и полным препятствий…

Машинисту нужно обладать железным здоровьем: управлять электропоездом – работа вредная. Это большая нагрузка на зрение и слух, воздействие электромагнитного излучения и вибрации, пыльный воздух (в том числе и металлическая пыль, особенно в метро). Не случайно рабочий день машиниста (или ночь) начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь. Поэтому, где бы вы ни решили учиться: в одном из электродепо (если речь идет о метро) или в колледже (для работы на электричках), первое, с чем придется столкнуться – суровая медкомиссия. Сначала врачи тщательно проверят ваше здоровье, затем вы пройдете психологическое тестирование, чтобы узнать, готовы ли вы нести ответственность за сотни людей, быть собранным и внимательным долгое время, принимать решения буквально за доли секунды.

В некоторых учебных заведениях, например в специализированном Железнодорожном колледже N 52 , требования мягче: достаточно принести обычную медицинскую справку (086-у). Однако перед последней – поездной – практикой вам все равно предстоит пройти медкомиссию по полной программе: за два года учебы здоровье может ухудшиться (зрение – из-за компьютеров, слух – из-за плееров и т. д.). И если какие-то показатели окажутся ниже нормы (на медкомиссиях отсеивается большая часть кандидатов), то машинистом вам не быть – придется довольствоваться профессией слесаря и заниматься ремонтом вагонов.

Основные этапы медкомиссии:

проверка зрения (оно должно быть идеальным), состояния глазного дна

аудиограмма (проверка слуха)

анализы, справки о прививках, выписка из медицинской карты

осмотри врачей-специалистов: хирурга, невролога, стоматолога, отоларинголога, терапевта.

Если есть отсрочка от службы в армии, то она не должна быть связана со здоровьем. Медкомиссию машинисты проходят раз в три года.

В машинистычерез колледж

Если со здоровьем и психикой все в порядке, можно приступать к обучению. Машинистов электропоезда в Москве готовят два учебных заведения: Железнодорожный колледж N 52 иМосковский колледж железнодорожного транспорта . Здесь в рамках начального профессионального образования (НПО) можно за десять месяцев (после 11 класса) или за два года и десять месяцев (после 9-го) выучиться на помощника машиниста. В принципе, для старта в профессию этого может быть достаточно, но лучше получить более глубокие знания и среднее профессиональное образование (СПО), поступив на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Учеба займет два года и десять месяцев после 11 класса и почти четыре года – после 9-го, зато выпускники колледжа получают более высокую квалификацию «техник».

Для поступления в Железнодорожный колледж N 52 после 9-го класса нужно сдать экзамен по физике и русскому языку (диктант), после 11-го – по математике и русскому (изложение). В Московском колледже железнодорожного транспорта вас ждет русский язык (диктант) и математика (устно).

В ходе учебы вы получите разряд слесаря по ремонту подвижного состава (сдав экзамен после производственного обучения), а потом приступите к изучению основных дисциплин: техническое обслуживание электропоезда, автотормоза и др.

На учебу в подземку

В колледжах готовят универсальных специалистов как для пригородных поездов, так и для метро, но желающие работать в метро обычно предпочитают другой путь: выбирают депо (линию метро), приходят в соответствующий отдел кадров и заявляют о своем намерении стать машинистом. Депо направляет кандидата на подготовку в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена.

Учеба – насыщенная: сначала нужно пройти обязательную слесарную практику и получить разряд, потом изучить оборудование электропоезда, познакомиться с многочисленными инструкциями и профессиональной терминологией.

Вячеслав Гаранин , начальник УПЦ Московского метрополитена:

– За последнее время нам удалось существенно сократить сроки обучения: теперь помощников машиниста мы готовим за один месяц, а машинистов – за полгода. Это удалось сделать за счет внедрения современных технологий: компьютерных программ, позволяющих подробно изучать оборудование вагонов, учебных фильмов (чтобы увидеть своими глазами, как, например, собирают вагоны, не приходится ехать на завод), уникальных тренажеров, готовых иллюстрированных конспектов для каждого учащегося (они на 70% экономят время преподавателя).

Финал первого этапа обучения – поездная практика. Она проходит в течение нескольких недель на электропоезде по конкретному маршруту. Важное условие – к этому моменту учащемуся уже должно исполниться 18 лет. После успешной сдачи экзамена выпускнику присваивается квалификация «помощник машиниста». Ему предстоит отработать в этой должности от нескольких месяцев (в метро) до двух лет (на пригородных поездах): проверять техническое состояние поезда, наблюдать за посадкой, реагировать на обращения по связи «пассажир-машинист» и, конечно, перенимать у машиниста опыт в управлении электропоездом.

Здесь управление локомотивом познается на новом уровне: будущие машинисты занимаются на тренажерах, имитирующих управление поездом, учатся выходить из аварийных ситуаций. Обучение длится четыре-шесть месяцев, после чего выпускник получает право на управление электропоездом.

Наконец, «обстрелянный» новичок садится за контроллер машиниста – главный рычаг управления поездом. Он должен набраться опыта, вырасти от машиниста 4 класса до машиниста 1-го, а за тем и занять должность машиниста-инструктора. Чтобы повысить разряд, машинист снова проходит обучение и сдает экзамен.

Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, депо может предложить бесплатное обучение в Московском государственном университете путей сообщения, а у специалиста с высшим инженерным образованием на железной дороге значительно больше возможностей роста. Так, в администрации ОАО РЖД или в Управлении государственного железнодорожного надзора есть руководители, когда-то работавшие машинистами.

Карьера и зарплата

Объем пассажирских перевозок постоянно растет, линии развиваются. поэтому пригородные поезда и метро испытывают постоянную потребность в машинистах и помощниках. Но, прежде чем связать свою жизнь с управлением электропоездом, следует знать: это работа не на год-два. Для того чтобы стать «своим» на железной дороге, ей придется посвятить большую часть жизни. Зарплата у помощников машиниста от 15 тыс. р., машинисты со стажем, получая премии и надбавки, зарабатывают до 25-30 тысяч р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.