Из какой науки появились астрономия математика и физика

  • автор:

Астрономия – это что за наука?

Некоторое время в школьной программе вообще не было такого предмета, как астрономия. Сейчас же эта дисциплина входит в обязательный учебный курс. Астрономию начинают изучать в разных школах по-разному. Иногда эта дисциплина впервые появляется в расписании у семиклассников, а в некоторых учебных заведениях ее преподают только в 11 классе. У школьников возникает вопрос о том, зачем нужно учить этот предмет, астрономию? Давайте узнаем, что это за наука и как знания о космосе могут пригодиться нам в жизни?

Понятие науки астрономии и предмета её изучения

Астрономия – это естественная наука о Вселенной. Предметом её изучения являются космические явления, процессы и объекты. Благодаря этой науке мы знаем, что такое звёзды, планеты, спутники, кометы, астероиды, метеориты. Также астрономические знания дают понятие о космосе, расположении небесных тел, их движении и образовании их систем.

астрономия это

Астрономия – это та наука, которая объясняет непонятные явления, составляющие неотъемлемую часть нашей жизни.

Зарождение и развитие астрономии

Самые первые представления человека о Вселенной были очень примитивными. Они основывались на религиозных убеждениях. Люди думали, что Земля – это центр мироздания, и что к твёрдому небу крепятся звёзды.

В дальнейшем развитии этой науки выделяют несколько этапов, каждый из которых называют астрономической революцией.

Первый такой переворот происходил в разное время в различных регионах мира. Приблизительное начало его осуществления – 1500 лет до нашей эры. Причиной первой революции стало развитие математических знаний, а результатом – возникновение сферической астрономии, астрометрии и точных календарей. Основное достижение этого периода – возникновение геоцентрической теории мира, ставшей итогом античных знаний.

Вторая революция в астрономии происходила в период с XVI по XVII век. Она была вызвана бурным развитием естественных наук и появлением новых знаний о природе. В этот период для объяснения астрономических процессов и явлений стали использоваться законы физики.

астрономия это наука изучающая

Главные достижения данного этапа развития астрономии – это обоснование законов движения планет и всемирного тяготения, изобретение оптического телескопа, открытие новых планет, астероидов, звёздных систем, возникновение первых космологических гипотез.

Далее развитие науки о космосе ускорилось. Была изобретена новая техника, помогающая в астрономических исследованиях. Появившаяся возможность изучения химического состава небесных тел, подтвердила единство всего космического пространства.

Третья астрономическая революция происходила в 70-90-х годах ХХ столетия. Обусловлена она была прогрессом техники и технологии. На этом этапе появляется всеволновая, экспериментальная и корпускулярная астрономия. Это значит, что теперь все объекты космоса могут рассматриваться с помощью излучаемых ими электромагнитных волн, корпускулярного излучения.

Подразделы астрономии

Как мы видим, астрономия – это древняя наука, и в процессе долгого развития она приобрела разветвлённую, отраслевую структуру. Концептуальную основу классической астрономии составляют три её подраздела:

  • Теоретическая астрономия — это наука, изучающая движение небесных тел по орбитам. Она определяет положение орбит по текущему местонахождению планеты.
  • Астрометрия в основу своих учений берёт пространство и время. С помощью математических методов она определяет видимые положения и движение космических объектов. Изучает изменение координат космических тел.
  • Небесная механика рассматривает законы движения объектов в космосе и их построение в системы.

спутник в астрономии это

Помимо этих основных разделов существуют ещё:

  • астрофизика;
  • звёздная астрономия;
  • космогония;
  • космология.

Новые течения и современные направления в астрономии

В последнее время в связи с ускорением развития многих наук стали появляться прогрессивные отрасли, занимающиеся довольно специфическими исследованиями в области астрономии.

  • Гамма-астрономия исследует космические объекты по их излучению.
  • Рентгеновская астрономия аналогично предыдущей отрасли берёт за основу исследований рентгеновские лучи, которые исходят от небесных тел.

Основные понятия в астрономии

Что же является базовыми понятиями этой науки? Для того чтобы мы могли глубже изучать астрономию, нужно ознакомиться с основами.

Космос – это совокупность звёзд и межзвёздного пространства. По сути, это и есть Вселенная.

Планета – это специфическое небесное тело, которое вращается по орбите вокруг звезды. Такое название дают только тяжеловесным объектам, которые способны приобретать округлую форму под воздействием собственной гравитации.

Звезда – это массивный шарообразный объект, состоящий из газов, внутри которого происходят термоядерные реакции. Самой близкой и известной звездой для нас является Солнце.

астрономия это естественная наука

Спутник в астрономии — это небесное тело, вращающееся вокруг объекта, который больше по размеру и удерживается гравитацией. Спутники бывают естественными – например Луна, а также искусственно созданными человеком и запущенными на орбиту для трансляции необходимой информации.

Галактика – это гравитационная связка звёзд, их скоплений, пыли, газа и тёмной материи. Все объекты галактики движутся относительно её центра.

Туманность в астрономии – это межзвёздное пространство, которое имеет характерное излучение и выделяется на общем фоне неба. До появления мощных телескопических приборов галактики часто путали с туманностями.

Склонение в астрономии – это характеристика, присущая каждому небесному телу. Так называют одну из двух координат, отражающую угловое расстояние от космического экватора.

Современная терминология науки астрономии

Инновационные методы изучения, о которых шла речь раньше, способствовали появлению новых астрономических терминов:

«Экзотические» объекты – источники оптического, рентгеновского, радио- и гамма- излучений в космосе.

корпускулярная астрономия это

Квазар – простыми словами, это звезда, обладающая сильным излучением. Её мощность может быть больше, чем у целой галактики. Такой объект мы видим в телескоп даже на огромном расстоянии.

Нейтронная звезда – последняя стадия эволюции небесного тела. Этот космический объект имеет невообразимую плотность. Для примера, вещество, из которого состоит нейтронная звезда, умещающееся в чайной ложке, будет весить 110 миллионов тонн.

Связь астрономии с другими науками

Астрономия – это наука, которая тесно связана с различными знаниями. В своих исследованиях она пользуется достижениями многих отраслей.

Проблематика распространения на Земле и в космосе химических элементов и их соединений – вот связующее звено между химией и астрономией. Кроме того, у учёных большой интерес вызывают исследования химических процессов, происходящих в космических просторах.

Земля может рассматриваться как одна из планет Солнечной системы – в этом выражается связь астрономии с географией и геофизикой. Рельеф земного шара, происходящие климатические и сезонные изменения погоды, магнитные бури, потепления, ледниковые периоды – для изучения всех этих и ещё многих явлений географы используют астрономические знания.

Что стало основой для зарождения жизни? Это вопрос общий для биологии и астрономии. Общие труды двух указанных наук направлены на решение дилеммы возникновения живых организмов на планете Земля.

Ещё более тесная взаимосвязь астрономии с экологией, которая рассматривает проблему влияния космических процессов на биосферу Земли.

Способы наблюдений в астрономии

Основой для сбора информации в астрономии является наблюдение. Какими же способами можно наблюдать за процессами и объектами в космосе и какой инструментарий сейчас применяется для этих целей?

Невооружённым взглядом мы можем заметить на небосклоне несколько тысяч звёзд, но иногда кажется, что мы видим целый миллион или миллиард светящихся ярких точек. Это зрелище само по себе захватывающее, хотя с помощью увеличивающих приборов можно заметить больше интересного.

Даже обычный бинокль с возможностью восьмикратного увеличения даёт шанс увидеть несметное количество небесных тел, а обычные звёзды, которые мы видим и невооружённым взглядом, становятся намного ярче. Самый интересный объект для созерцания в бинокль – это Луна. Уже при небольшом увеличении можно увидеть некоторые кратеры.

зачем нужно учить этот предмет астрономию

Телескоп же даёт возможность увидеть не просто пятна морей на Луне. Наблюдая за звёздным небом с помощью этого прибора, можно изучить все особенности рельефа земного спутника. Также взору наблюдателя открываются невидимые до этого момента кольца Сатурна, отдалённые галактики и туманности.

Созерцание звёздного неба в телескоп – не только очень увлекательное занятие, но иногда и достаточно полезное для науки. Многие астрономические открытия совершались не исследовательскими институтами, а простыми любителями.

Значение астрономии для человека и общества

Астрономия – это наука интересная и полезная одновременно. В наше время астрономические методы и инструменты используются для:

  • прогнозирования погоды;
  • осуществления морской и авиационной навигации;
  • установления точных дат исторических событий;
  • картографического изображения территории планеты, построения топографических карт.

туманность в астрономии это

Вместо послесловия

Учитывая всё вышесказанное, усомниться в полезности и необходимости астрономии не сможет никто. Эта наука помогает лучше понять все аспекты существования человека. Она дала нам знания о зарождении жизни на Земле и открыла доступ к интересной информации.

С помощью астрономических исследований мы можем детальнее изучить свою планету, а также постепенно продвигаться вглубь Вселенной, чтобы узнавать всё больше об окружающем нас пространстве.

Из какой науки появились астрономия математика и физика

1.Какое из предложенных определений является наиболее общим. Явлением природы называется…

А. Замерзание луж глубокой осенью.

Б. Смена времен года.

В. Любое изменение, происходящее в природе.
2.Укажите верную причину смены дня и ночи:

А. Вращение Земли вокруг Солнца.

Б. Круговорот воды в природе.

В. Вращение Земли вокруг своей оси.
3.Заполните правильно пропуски в следующем выражении

« Слово «физика» в переводе с греческого означает ________________ В науку это слово ввел великий древнегреческий ученый ____________»

А. Живое, Д.И. Менделеев.

Б. Природа, Аристотель.

В. Звезда, Р. Декарт
4.Какое из утверждений верно:

А. Физика необходима для объяснения климата, образования ветров и других природных явлений.

Б. Физика изучает физические явления и физические свойства тел.

В. Физика рассматривает происхождение и развитие животных на Земле.
5. Из приведенных ниже слов и словосочетаний назовите те, которые представляют собой физические явления:

А. Магнитная стрелка компаса.

Б. Нагревание чайника с водой.

В. Температура.

Г. Звон колокола.

Е. Колебания маятника в часах.
6. В следующем перечне слов (лодка, метеорит, ракета, вода, планета, иголка), шесть могут быть названы одним и тем же физическим термином, и только к одному слову этот термин не подходит. Какое это слово и какой физический термин к нему не подходит?

А. Вода, физическое тело.

Б. Лодка, физическое явление.

В. Иголка, вещество.

Г. Среди ответов А-В нет правильного.

7. Перечислите явления, которые доказывают, что в природе все взаимосвязано:

§ 1.2. Астрономия – наука о небесных телах
1.Что явилось причиной возникновения астрономии?

А. Появление звездочетов древности.

Б. Необходимость людей в отсчете времени, ориентации на местности.

В. Возникновение астрономических календарей и звездных карт.
2.Укажите наиболее точное суждение.

А. Системы звезд и их скопления.

Б. Состав небесных тел и причины некоторых небесных явлений.

В. Движение звезд, планет, спутников, процессы, происходящие в атмосфере планет и других небесных телах.
3.Какой из перечисленных разделов не входит в современную астрономию?

А. Небесная механика.

Б. Астрофизика.

В. Космогония.

Г. Астрология.

Д. Космология.

Е. Космонавтика.
4.Какие из перечисленных объектов можно отнести к небесным телам:

А. Космическая ракета на старте.

Д. Большая медведица.
5.Закончите фразу.

Полярное сияние, гало (кольцо) вокруг Солнца, лунное и солнечное затмения можно назвать ..

А. Космическим пространством.

Б. Частью Вселенной.

В. Небесными явлениями.

Г. Участками звездного неба.
6.Это природное явление издавна внушало людям страх, считалось предвестником эпидемий, голода, войн.

А. Астероиды.

В. Метеориты.

Г. Метеоры.
7.Определите при помощи подвижной карты звездного неба, какие из указанных ниже созвездий можно увидеть 1 сентября в 21 час:

А. Возничий, Овен, Геркулес.

Б. Малый пес, Орион, Заяц.

В. Ворон, Полярная звезда, Пегас.
8.Заполните пропуски.

А. Основоположником космонавтики является выдающийся ученый _______________, который теоретически обосновал возможность _________________________ при помощи _______________________

Б. В 1969 г. американские космонавты ___________________ вышли из космического корабля на _____________________________________

В. На космическом корабле ______________12 апреля 1961 г. совершил первый полет в космос ________________________________________
9. Укажите причину движения планет вокруг Солнца:

А. Космический газ.

Б. Сила тяготения.

В. Физические свойства небесных тел.
§ 1.3. Научные методы изучения природы
1.Как люди получают знания о явлениях природы?

А. Из различных энциклопедий.

Б. Из сообщений учителей на занятиях.

В. Из наблюдений и экспериментов.

Г. Из познавательных телепередач.
2.Каким языком ученые описывают природу?

А. Поэтическим.

Б. Экспериментальным.

Г. Древнегреческим.
3.Заполните пропуски в цепочке. Что выражает полученная структура?

А. Накопленные научные сведения учеными естествоиспытателями.

Б. Сущность наблюдаемых явлений и их закономерности.

В. Исторически сложившуюся последовательность изучения природы учеными-физиками.
4.Найдите среди перечисленных определений ошибочное. Исправьте допущенную ошибку.

А. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или требующее проверки и доказательства.

Б. Наблюдение – один из важных методов исследования, для постановки которого используют специальные приборы.

В. Эксперимент – специальный опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез.
5.Из перечисленных ниже понятий выберите те, которые относятся к понятиям «средство измерения» или «измерительный прибор».

А. Зеркальный телескоп.

Б. Скафандр.

Г. Транспортир.

Д. Компас.
6.Укажите основное отличие астрономических наблюдений от физических опытов.

А. При выполнении физических опытов не используют космические аппараты и искусственные спутники Земли.

Б. Проводя астрономические наблюдения люди, не могут влиять на небесные тела и изменять их свойства.

В. Астрономические наблюдения можно проводить только в обсерватории или астрономическом комплексе.
7.Знаете ли Вы, в какой последовательности нужно проводить наблюдения и эксперимент? Заполни фигурки соответствующими буквами.

А. Выбираем объект наблюдения.

Б. Формулируем выводы.

В. Составляем план наблюдения.

Г. Формулируем цель эксперимента (или наблюдения).

Д. Анализируем полученные в ходе наблюдения данные (или результаты эксперимента).

Е. Собираем установку.

Ж. Исследуем условия наблюдения (или эксперимента).

З. Формулируем гипотезу эксперимента.

И. Обрабатываем результаты измерений.

К. Проектируем эксперимент.

Л. Выбираем способ фиксирования информации, получаемой в ходе эксперимента (или наблюдения).

М. Отбираем необходимые приборы и материалы.

Н. Проводим наблюдение (или эксперимент) в запланированной последовательности.
8.Проведите опыт с движущимся по наклонному желобу шариком. Сформулируйте гипотезу о том, как зависит скорость шарика в конце желоба от угла его наклона.

А. С увеличением угла наклона желоба скорость шарика увеличивается.

Б. С уменьшением угла наклона желоба скорость шарика уменьшается.

В. .Чем больше угол наклона желоба, тем скорость шарика меньше.

Г. При любом изменении угла наклона желоба шарик останется в покое.
9.Ученым, работающим в лаборатории, не всегда удается полностью воспроизвести природное явление. Во время опыта происходит замена реального природного явления другим, похожим на него своими существенными признаками. Как называется этот метод?

А. Лабораторный.

Б. Моделирование.

В. Эксперимент.
§ 1.4. Эксперимент – метод установления и проверки физических законов. Законы отражения света. Зеркальный телескоп.
1.К какому виду физических явлений относятся перечисленные ситуации: появление на небе радуги; ваше отражение в комнате смеха; счастливый блеск маминых глаз; свечение экрана телевизора; лунный свет.

А. Звуковые.

Б. Электромагнитные.

В. Световые.

Г. Сверхъестественные.
2.Распределите естественные и искусственные источники света, из числа перечисленных ниже, в соответствующий столбец таблицы.

А. Северное сияние.

Б. Пламя газовой горелки.

В. Огни святого Эльма.

Г. Люминесцентная лампа.

Д. Светлячки.

Е. Солнце.
3. Составьте правильную последовательность из отдельных фраз:

А. Возможно использовать прибор.

Б. Закон можно считать.

В. Или устройство.

Г. Если в практической деятельности.

Д. Основанное на этом физическом законе.

Е. Достаточно достоверным.

Ответ: ______________________________________
4.Чтобы проверить прямолинейность отструганной рейки, смотрят вдоль ее кромки. Какое свойство светового луча используется при этом?

А. Распространяться со скоростью света.

Б. Прямолинейность распространения света.

В. Изменение направления своего распространения.
5. Составьте верные суждения, дополняя их:

а) прямая, показывающая направление ____________ называется _______;

б) угол ______ — это угол, образованный перпендикуляром и отраженным лучом;

в) угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром называется углом _______.

Г. Скольжения.

Д. Отражения.

Ж. Распространение.
6. К какому физическому прибору относятся такие детали как: источник света, диафрагма, зеркало, шкала.

А. Перископу.

Б. Телескопу.

В. Оптической шайбе.

Г. Офтальмологу.
7. Какой из рисунков соответствует справедливости законов отражения света.

Г. Среди рисунков 1 – 3 нет истинного.
8. Какая деталь является важной в устройстве телескопа:

Б. Увеличительное стекло.

В. Вогнутое зеркало.

Г. Фотопластинка.
9. Если зеркало повернуть на угол φ то угол отражения изменится на:

В.
10. Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 30 о . Чему равен угол отражения луча. Выполните построение.

§ 1.6. Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы.
1.При каких условиях гипотеза может быть признана законом?

А. Если выдвинутая гипотеза оказалась ложной.

Б. При условии, что гипотеза нашла свое подтверждение на практике.

В. Если данное предположение ни кому не удалось опровергнуть.
2.Легенда рассказывает, что Г. Галилей для изучения законов свободного падения тел отпускал разные шары с Пизанской башни. Действие ученого можно считать…

А. Результатом наблюдений.

Б. Экспериментальным фактом, лежащим в основе теории.

В. Гипотезой.

Г. Теорией.
3.В каком из суждений заключен смысл явления свободного падения?

А. В одновременном падении тел с разной высоты.

Б. Время падения тела с данной высоты зависит от его веса.

В. Тела достигают земли одновременно при отсутствии сопротивления воздуха.

Г. Ни одно из высказываний не раскрывает смысл явления.
4.Какая из сформулированных гипотез принадлежит древнегреческому ученому Аристотелю?

А. Любые монеты должны падать на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.

Б. Если взять две массы, существенно различающиеся по весу, и уронить их с некоторой высоты, то отношение их времен падения не равно отношению их весов.

В. Всякое тело стремится упасть на землю тем быстрее, чем оно тяжелее.
5.Кто впервые и как проверил мысленный эксперимент Галилея и доказал истинность его логических умозаключений?

А. И. Филон, наблюдая за падением шаров с горы.

Б. И. Ньютон, наблюдая за падением тел в вакууме.

В. И. Ньютон, рассматривая движение склеенных монеток.

Г. Современные ученые, анализируя фотографии, полученные с помощью периодически вспыхивающей лампы, на которых зафиксированы положения падающих тел.
6. В чем, на ваш взгляд, заключается важность эксперимента и теоретических рассуждений?

А. _______________________________________________________

Б. _______________________________________________________

7.Укажите, как называют явление, резко отличающееся от обычного, общепринятого; противоречащее здравому смыслу?

А. Параллакс.

Б. Не реальное.

В. Парадоксальное.

Г. Противоречивое.
8.Прочтите два данных ниже утверждения и определите, какое из них является более общим, а какое – более частным по отношению друг к другу:

а) накаченный воздухом шарик упадет на пол позже, чем такой же шарик, но без воздуха, несмотря на их различие в весе, так как оказываемое на них сопротивление окружающего воздуха различно;

б) благодаря существованию сопротивления окружающей среды разные по весу физические тела будут достигать поверхности земли не одновременно.

1. Какова роль астрономии в возникновении физики как экспериментальной науки?

1. Физика как наука экспериментальная возникла из астрономии. Смена времен года, смена дня и ночи, движения небесных тел, солнечные и лунные затмения, повторяемость астрономических событий, и т.н. свидетельствовали об определенных закономерностях природных явлений. Астрономы фиксировали и классифицировати данные своих наблюдений и проводили измерения, что позволило ученым получить данные для количественного анализа и объяснения многих законов природы.

Решебник по физике за 10 класс В.А.Касьянов Решебник по физике за 10 класс (В.А.Касьянов, 2009 год),
задача №1
к главе «1. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. §1. Что изучает физика. Ответы на вопросы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.