Элективная математика что это

  • автор:

Что такое электив в школе? Чем отличается факультатив от электива?

Современное образование дает большие возможности для того, чтобы подрастающее поколение могло полностью реализовать свои интересы. Данный процесс стал возможен при использовании различных форм обучения в образовательных учреждениях.

Что такое электив?

Родители старшеклассников часто задаются таким вопросом, ведь каждый из них желает помочь своему ребенку в дальнейшем обучении, а для этого очень часто требуются углубленные знания по многим предметам, хотя в рамках образовательного стандарта они должны преподаваться на базовом уровне.

что такое электив

В переводе с английского значение слова «электив» − «избирательный». То есть если склоняться к нашему русскому языку, то это не что иное, как возможность что-то выбрать.

Современные возможности школы

Современная школа способна предлагать своим ученикам различное дополнительное образование, выходящее за рамки ФГОС. Осуществление данной деятельности происходит за счет использования:

  • кружковой деятельности на начальной и средней ступенях образования;
  • факультативов и элективов на старшей ступени образовательного процесса.

Что такое электив в школе? Ответом на данный вопрос может послужить следующее изречение: это возможность выбора дополнительного образования, предлагаемая учащимся по ряду предметов без отрыва от основного процесса обучения. Оно проводится с детьми, объединенными согласно имеющимся у них интересам и склонностям.

Целеполагание для проведения элективов

Безусловно, использование любого нововведения должно быть оправдано решением определенного рода задач и соответствовать поставленным целям. На вопрос о том, что такое электив в школе и каковы его цели, можно ответить следующим образом: это возможность выбора старшеклассниками предметов из списка, предлагаемого учебным заведением.

что такое электив в школе

  • помочь повысить свой уровень знаний согласно профориентации;
  • устранить пробелы в имеющихся знаниях с целью успешной сдачи экзаменов и получения аттестата с желаемыми оценками.

Кто ведет элективы в школе?

Проведением кратковременного курса по тому или иному предмету занимается педагог, владеющий хорошими знаниями в данной области. Обычно это учителя-предметники, перед которыми ставятся две задачи:

  • углубить знания детей в конкретных областях наук,
  • дать возможность ученикам подтянуть свои знания по предмету.

значение слова электив

Что такое электив для педагога? Учитель, став ответственным за данную форму обучения, должен построить процесс, чтобы при минимуме теоретических занятий ученик мог получить практические навыки по предмету. Иными словами, используя имеющуюся базу знаний обучаемого, педагог должен максимально расширить их пределы.

Отличие электива от факультатива

Еще в 90-х годах прошлого столетия в общеобразовательных учреждениях была введена такая форма занятий, как факультатив. А на сегодняшний день появились элективы. Обе формы относятся к занятиям по выбору ученика.

Возникает вопрос о том, чем отличается факультатив от электива? В данном случае отталкиваться нужно от их определений. Что такое факультатив? Это индивидуальная форма обучения учеников, при которой ребенок может выбрать из предлагаемого списка то, что ему интересно, или вообще не сделать выбора. Насильно посещать тот или иной факультатив заставить его никто не имеет права.

чем отличается факультатив от электива

Что такое электив? Это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика.

Какие виды элективов существуют?

В школьном образовании выделяют два вида элективов. Это:

  • предпрофильного содержания (8-9 классы);
  • профильного содержания (10-11 классы).

Предпрофильные элективы рассчитаны на оценивание ситуации правильности выбора ребенком, возможность подтянуть свои знания по некоторым предметам. Профильные элективы направлены на углубленное изучение предмета с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Понятие межпредметных курсов

Некоторые школы нашей страны могут предлагать свои дополнительные образовательные услуги под названием «межпредметные элективы». Целью проведения данного вида занятий является профориентация ребенка. Учебное заведение дает возможность попробовать свои силы, оценить правильность сделанного выбора в области дальнейшего профессионального образования. К такому роду занятий можно отнести следующие виды элективов:

  • химико-биологические;
  • социально-экономические;
  • физико-математические;
  • физико-химические;
  • информационно-технологические;
  • физико-биологические.

Чаще всего данные занятия имеют место быть на этапе предпрофильной подготовки ученика. Это соответствует 8-9 классам обучения.

межпредметные элективы

Данное условие, конечно, является большой проблемой для человека, составляющего расписание, поскольку нужно учитывать ряд факторов:

  • занятость педагога;
  • отсутствие окон в расписании для учеников;
  • возможность детей посещать центры дополнительного образования, которые чаще всего начинают свою работу с 15:00.

Но нет ничего невозможного. На данный момент имеется множество школ в России, успешно выполняющих образовательный процесс с включением в него элективных курсов.

Родители как участники образовательного процесса

Казалось бы, в образовательном процессе всегда участвует две стороны – это ученик и педагог. Но немаловажную роль играют и родители. Начиная с 8 класса очень часто они пытаются навязать свою волю ребенку, а именно посоветовать, куда пойти учиться. Этого делать, конечно же, не нужно. Ведь ребенок – индивидуальность, личность. И если когда-то родители не поступили в театральное училище, то этого за них не должны делать дети.

электив что это значит

Используя элективы как профильное образование для ребенка, можно выделить следующие положительные стороны:

  • не нужно нанимать репетитора;
  • занятия проходят без отрыва от основного образовательного процесса;
  • ребенок проживает дома совместно с родителями;
  • занятия проводят знакомые педагоги, что позволяет сохранить психоэмоциональный фон ребенка.

Послесловие

Только при правильно построенном процессе обучения можно создать для детей такую базу знаний, которая будет помогать им в течение всей их жизни. Всем участникам образовательного процесса нужно научиться правильно использовать те ресурсы, которые предлагает государство.

элективы распределяются согласно

Не каждый ученик слышал такое слово, как «электив». Что это значит, нужно доносить до детей еще в школьные годы, чтобы им было проще адаптироваться во взрослой жизни. Ведь проведение данного рода занятий предусмотрено и на ступени высшего образования. Кроме того, все чаще с целью повышения квалификации сотрудников работодатели избирают форму краткосрочных курсов под названием элективы.

Не стоит бояться новых форм образования, стоит бояться необразованности подрастающего поколения! Электив − уникальная возможность выявить таланты учащегося, его направленность в ту или иную сферу жизни. Правильный подход родителей и педагогов поможет воспитать будущих профессионалов своего дела.

Теоретические основы разработки элективного курса по математике.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента.

Прилагательное «элективный» (Electus — латинский) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «элективным» должен выбираться.

В соответствии с одобренной Министерством образованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. [16]

Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

При этом предполагается, что элективные курсы должны способствовать внутрипрофильной специализации обучения, а так же для разработки учащимися собственного образовательного профильного маршрута, так как одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и эффективно действующего в современно меняющемся мире.

Элективные курсы должны быть содержательно и деятельно связаны с конкретным профилем, моделируя характерные для него учебные ситуации и проблемы.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору для старшеклассников, которые реализуются за счет школьного компонента и имеют следующие цели:

  • · развитие содержания базового курса математики, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по математике;
  • · дополнение содержания профильного курса математики, выступают его надстройкой, что позволяет профильному курсу быть в полной мере углублённым;
  • · удовлетворение разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля, в различных сферах человеческой деятельности;
  • · развитие математического мышления, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углублённого изучения математики. [37]

Элективные курсы играют большую роль в совершенствовании школьного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материла.

В соответствии с целями выделяют следующие задачи элективных курсов:

  • · способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
  • · создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • · познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • · активизировать познавательную деятельность школьников;
  • · повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
  • · построение индивидуальной образовательной программы с выбором содержания образования в зависимости от интересов, последующих жизненных планов.

Элективные курсы выполняют различные функции:

  • · «компенсируют» ограниченные возможности учащихся в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей;
  • · дополняют и углубляют изучение базовых предметов обучения;
  • · ориентируют в построении индивидуальных образовательных траекторий;
  • · ориентируют в особенностях будущей профессиональной деятельности.

Функции элективных курсов должны выполняться взаимосвязано, но каждая из функций может быть ведущей.

Элективные курсы выбираются самими учащимися, поэтому они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. К основным мотивам выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:

  • · поддержка изучения базовых курсов;
  • · подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
  • · приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических задач;
  • · профессиональная ориентация;
  • · возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
  • · интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира. [42]

Существует несколько типологий элективных курсов:

I. По разрешаемым задачам:

Элективные курсы выполняют ряд задач:

Создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с ним определенного вида профессиональной деятельности.

Помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Удовлетворить естественное любопытство молодого человека к какой-то области знаний, которая не представлена в традиционном учебном плане.

Ознакомить с дополнительными разделами учебного материала.

Следующие виды элективных курсов решают поставленные выше задачи:

  • 1. Пробные (их можно сравнить с факультативными курсами, программы которых будут ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человеческой работы в той или иной деятельности; при подготовке можно использовать научно-популярную литературу, пособия для профессиональной школы и т.д.).
  • 2. Ориентационные (например, элективный курс «Задачи на проценты» для экономического профиля); для подготовки можно использовать научно-популярную литературу, пособия для профессиональной школы, дополнительные главы к школьным учебникам, пособия для подготовки в вуз и т.д.
  • 3. Общекультурные (например, элективный курс «Золотое сечение», «Кривые в архитектуре» для любого профиля).
  • 4. Углубляющие (на данных элективных курсах происходит углублённое изучение дополнительного раздела; для подготовки можно использовать темы и задания к факультативным курсам, дополнительные главы к школьным учебникам, пособия для подготовки в вуз и т.д.) [16].

II. Следующую типологию можно условно обозначит «по связи с предметом» элективные курсы делятся на предметные, межпредметные и на элективные курсы по предметам, не входящим в базовый учебный план.

Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности

Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

1. Реализация учеником интереса к учебному предмету.

2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.

3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Элективные курсы в 10-11-х классах выполняют три основные функции:

1) «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Таким образом, можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.

2. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов.

Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования .

Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее:

● с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

● с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

● с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихс.

Профильное обучение преследует следующие цели:

ü обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

ü создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

ü способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

ü расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Задачи системы профильного образования: достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки; формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения; умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования; развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности; усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей: естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология); социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология); гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство); технологический (специализации – информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т.п.); универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов и школ). Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно-эстетическому, оборонно-спортивному Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:

● базовые общеобразовательные предметы,

● профильные общеобразовательные предметы,

● элективные (курсы по выбору). Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.