Сварочный аппарат сколько весит
Перейти к содержимому

Сварочный аппарат сколько весит

  • автор:

Габариты и вес комплекта сварочного аппарата

Габариты и вес сварочного аппарата – параметр несомненно важный, но не всегда играет ключевую роль. Тут следует определить для себя условия, в которых планируется эксплуатация сварочного аппарата.

Сеть масштаба города (сеть доступа)

Основной характеристикой таких сетей является большое число узлов коммутации с малым количеством сварок в каждом из них.

К примеру, в каждый многоквартирный дом заводится кабель, из которого выводится зачастую всего несколько волокон в зависимости от количества абонентов. Соответственно, в каждом узле необходимо провести сварку малого количества волокон (иногда 2-4). Остальные волокна могут идти транзитом. В этом случае, монтажник постоянно должен перемещаться с места на место и массогабаритные показатели монтажного оборудования играют чрезвычайно важную роль.

Еще одной характеристикой сети доступа является отсутствие элементарных условий для проведения монтажа оптических волокон (за исключением новостроек). Часто приходится работать на чердаках, в подвалах, на лестничных площадках и т.д. Все эти места имеют ограниченное пространство и недостаточную освещенность. В связи с этим у многих монтажников уже проявляются профессиональные заболевания: проблемы с ногами (из-за работы на присядки) и со зрением (согласитесь, сложно работать с волокном диаметром 125 мкм в плохо освещенном помещении).

Кроме того, ради сварки даже малого количества волокон все равно требуется подготовка рабочего места сварщика, что зачастую занимает больше времени, чем сам монтаж.

Вышеуказанные особенности монтажа оптического волокна в городских условиях повлекли создание отдельных линеек сварочных аппаратов, созданных для работы именно в таких условиях.

Основными их характеристиками являются:

  • Малые габариты и вес
  • Возможность крепления на груди монтажника и произведение сварочных работ в таком положении с минимальными временными затратами на организацию рабочего места
  • Применение специальных держателей (холдеров) при работе с оптическим волокном. В этом случае волокно укладывается в холдер всего один раз. В дальнейшем, все манипуляции (удаление буферного слоя, скалывание, сварка) производятся с холдером, который имеет магнитную основу и без труда устанавливается в нужное место. Это существенно уменьшает нагрузку на зрение.

Следует учесть, что сварочные аппараты такого типа в основном выравнивают волокна по оболочке ( V-канавке ), что обуславливает несколько большие потери на сростке. Однако такие потери ( SMF: 0.03 дБ; MMF: 0.02 дБ; DSF: 0.06 дБ; NZDSF: 0.06 дБ) с лихвой удовлетворяют требованиям по потерям на сварном соединении сети доступа (до 0,15 дБ).

Магистральные ВОЛС

Ключевой особенностью магистральных ВОЛС является большое количество сварных соединений в каждой муфте или ODF (зачастую это от 24 до 96 волокон). Рабочее место монтажника в этом случае располагается в автомобиле или палатке, где есть место для монтажного стола, предусмотрены крепления для муфт, места для размещения скалывателя, салфеток, дозатора для спирта, инструментов, организовано освещение и др.

Монтажник редко перемещается и массогабаритные показатели сварочного аппарата играют не ключевую роль. Значительно важнее на магистрали – обеспечить минимальные потери на сварном соединении. Поэтому в этом случае профессионалы отдают предпочтения сварочным аппаратам с выравниванием волокон по сердцевине оптического волокна.

Как выбрать сварочный полуавтомат

Сварка MIG-MAG, она же сварка с помощью полуавтомата, самая распространенная среди профессионалов и по популярности постепенно приближается к ручной дуговой MMA — сварке электродом. Если задумались освоить этот метод, первое с чего нужно начать, выбрать сварочный полуавтомат.

Этот тип сварочной техники представлен:

  • Простыми в освоении аппаратами для бытовых нужд,
  • Технологичными приборами с синергетическим режимом настройки для строительных задач, , участвующими в производственных процессах.

Для начала выясним:

  1. В чем превосходство сварки в полуавтоматическом режиме.
  2. Ключевые показатели сварочного полуавтомата.
  3. Что значит сочетание «синергетическое управление».
  4. Необходимый набор комплектующих для работы с MIG-MAG сваркой.

Преимущество полуавтоматической сварки

  • Главное — высокая производительность. Протяженный безостановочный сварной шов становится возможен благодаря постоянно подающейся проволоке. Не требуется останавливать процесс, чтобы заменить электрод.
  • При MIG-MAG сварке доступны соединения разных видов металлов и различных толщин заготовок: например соединение листовых сталей происходит быстро и качественно, стык требует минимум обработки в последствии, и буквально, готов к окраске.
  • Следующее преимущество — простота процесса. Базовые навыки легко и быстро освоит начинающий специалист.
  • При полуавтоматической сварке можно работать в любом пространственном положении и удобно контролировать формирование сварочного шва.

Ограничения в работе с методом сварки MIG-MAG

Минимальный набор MIG-MAG сварщика не отличается мобильностью: баллон с газом, редукторы, шланг, сама горелка и проволока на катушке весят в разы больше электродов.

Характеристики аппарата MIG-MAG (полуавтомата)

Выбор следует делать после четкого понимания предстоящего перечня задач, где будет применяться сварочный полуавтомат: после этого появится понимание требуемой мощности, силы тока и комплектности прибора.

Сила тока

Главный параметр среди полуавтоматов, поскольку от него зависит толщина обрабатываемого металла. При типе сварке MIG-MAG значение имеют минимальные и максимальные показатели.

Максимальная сила тока полуавтоматического аппарата в прямой зависимости с толщиной металла, которую способен прожечь. Большая сила тока означает, что доступна большая толщина проплавляемого материала.

Когда требуется соединить заготовки с минимальными толщинами, стоит обратить внимание на минимальные значения сварочных токов. Например, сварить бак из листовой стали и не прожечь насквозь стенки будет возможно, если ток аппарата составит 10-20 ампер.

Таблица толщин металлов и сварочных токов. Усредненные рекомендованные данные по силе тока.

Напряжение холостого хода

Режим ожидания полуавтомата — это когда агрегат включен, но еще не разожглась дуга. При этом сварочник поддерживает некий уровень тока в диапазоне 40-90 В, находясь в готовности возбудить дугу, если замкнуться контакты между проволокой и деталью.

Высокое значение тока на холостом ходу означает более легкий розжиг.

  • 30-40 Вольт — показатель холостого хода, который подойдет для мелких гаражных работ, домашних мастерских.
  • На станциях техобслуживания и в ремонтных цехах нужны аппараты с показателем до 50 — 70 Вольт.
  • 80-90 Вольт должны иметь сварочные машины для производств.

Оборудование следует подбирать учитывая предстоящие работы. Хотя полуавтоматическому сварочному аппарату доступны различные толщины сварочной проволоки, чтобы произвести ее замену, потребуется перенастроить и весь механизм подачи: кабельные каналы, ролики и канавки.

Больший диаметр сварочной проволоки позволит формировать крепкое соединение на заготовках из более толстого металла.

Процент нагрузки

Продолжительность включения сварочного полуавтомата, не менее важная характеристика чем сварочный ток.
По общепринятому стандарту за основу расчета берется цикл 10 минут и температура окружающей среды 40 градусов Цельсия. Производитель выявляет и указывает время постоянной работы в этом цикле на максимальном токе до полного отключения от перегрева. В конечном итоге, важно в каком интервале способен работать аппарат. Данные указывают в процентах.

Высокие значения полезной нагрузки, как правило, заинтересуют профессионалов сварщиков, использующих оборудование в технологических процессах.

В среднем, мастеру не требуется работать без остановки более пяти минут: необходимы перерывы в которых подготавливаются и подгоняются заготовки.

Синергетические настройки

Полуавтоматические сварочные аппараты по способу управления делятся:

    — когда аппарат сам регулирует напряжение для эффективной работы и мастеру нужно лишь задать пару параметров. Удобная опция для начинающих сварщиков либо мастеров для которых сварочные работы не постоянное занятие.
  1. С ручными настройками. Для продвинутых сварщиков, способных самостоятельно четко выставить настройки под любую задачу.

Сварочная проволока

В MIG-MAG сварке используется проволока со сплошным сечением, чтобы варить с использованием газа, а также флюсовая проволока, с порошковым покрытием для работы которой не требуется среда защитного газа.

При выборе аппарата будьте внимательны: не всем моделям доступна работа с различными видами проволоки.

Дополнительные опции

Помимо основных возможностей сварочный агрегат MIG-MAG может быть оснащен:

  • Возможностью варить штучными электродами, аналогично сварочному инвертору MMA.
  • Универсальные машины имеют разъемы для горелок TIG как аргонно-дуговые аппараты.
  • Режим импульсной сварки для соединения цветных металлов, алюминиевых сплавов, высоколегированных сталей. Востребованы в первую очередь в кузовных работах.

Вышеперечисленные дополнения существенно расширят перечень доступных задач, однако, усложняют конструкцию и неизбежно приведут к удорожанию.

Вес аппарата

У полуавтоматов может быть огромная разница в весе: небольшие компактные машины для мастерской и гаража весят 12-15 кг, в то время как промышленные образцы с полным комплектом вспомогательных механизмов будут тяжелее 100 кг.

Сварочный пост

Баллон с газом, шланги, блок охлаждения, выносной механизм подачи проволоки крепятся на специальной тележке, которую удобно перемещать в пространстве цеха или мастерской.

Механизм подающий проволоку

Эта часть полуавтомата может быть встроена в корпус, если это компактный вариант для гаража. При выборе лучше выяснить заранее какие диаметры катушек с проволокой можно устанавливать в корпус.

Выносной механизм подачи позволит выполнять задачи на удалении от основного агрегата. Выносной механизм чаще выбирают для работы на производствах.

Выбор

На примере выберем сварочный полуавтомат для конкретных целей.

Допустим, что сварочного опыта мало, и понимаем, что работать будем периодически.
В гараже или мастерской напряжение сети составляет 230 вольт.
Планируется сваривать заготовки от 1 до 4 мм.
В этом случае нужен полуавтомат со значением силы тока 30-200 Ампер — наиболее подходящий показатель для подобных задач.
Показателя холостого хода в 40-70 Вольт будет достаточно.
Полезной нагрузки в 40% хватит, чтобы формировать надежные соединения.
Выбор синергетики в управлении упростит освоение этого типа сварочной техники.

Дополнительное сварочное оборудование

Перед тем как приступить непосредственно к работе необходимо доукомплектовать рабочее место:

Сварочный инвертор. Назначение, виды, характеристики и выбор

Сварка, пожалуй, наиболее эффективный способ соединения металлических деталей.

Для ее выполнения используют сварочные аппараты различных видов, среди которых в последнее время широкое распространение получили устройства инверторного типа.

Причины кроются в его компактных размерах, малом весе, а также достаточно высоком качестве сварного шва, что привело к его массовому использованию домашними мастерами.

Работа сварщика

По сути, сварочный инвертор – это модифицированный аппарат для сварки металлов, с момента своего появления практически полностью вытеснивший привычные всем громоздкие устройства трансформаторного и выпрямительного типа.

Назначение и принцип действия

Существует несколько методов сварки, для каждого из которых требуется свой инвертор:

  • Manual Metal Arc (MMA) – ручной режим электродной сварки с использованием покрытых электродов. Речь идет о моделях для ручной дуговой сварки металлов, обладающих малым весом и размерами. Они позволяют выполнять аккуратные качественные сварочные соединения, а их возможностей (с технической точки зрения) с лихвой хватает для сварки в условиях малого производственного участка или же мастерской. Аппарат для сварки методом MMAМетод ММА простейший из перечисленных, обеспечивает наименьшее качество сварки, если сравнивать с описанными ниже вариантами. Но это утверждение не означает, что он плохой, а указывает, что следующие лучше. Инвертор для сварки этим методом дает возможность работать с различными видами стали, включая чугун.
  • Tungsten Inert Gas (TIG) – в большинстве случаев работа выполняется неплавящимся электродом, изготовленным из вольфрама. Этот метод также называется аргонно-дуговой сваркой, а область его применения – соединение заготовок со стенками толщиной до 6 мм. При работе в зону сварки подается присадочный материал автоматическим или ручным способом. Аппарат для сварки методом TIGСама же дуга предназначена для плавки металла. Метод ТИГ подходит для сварки низкоуглеродистых и нержавеющих сталей, титановых и магниевых сплавов, а также цветных металлов. Среди преимуществ отмечается отсутствие брызг и шлаков в процессе работы, крайне высокое качество шва. Наряду с ними присутствует и минус, который заключается в невысокой скорости формирования шва.
  • Metal Inert / Active Gas (MIG-MAG) – сварка в среде защитных газов (MIG – инертных, MAG – активных), причем в полуавтоматическом режиме. Проволока (одновременно электрод и присадка) подается в рабочую зону без человеческого вмешательства, а плавится теплом дуги. Качество последней определяется грамотностью настроек инвертора, то есть скоростью подачи проволоки, током, расходом и выбором самого газа. Применение – сваривание деталей с тонкими стенками. Ярким примером выступает автомобильный кузов.

Аппарат для сварки методом MIG-MAG

Существую универсальные варианты аппаратов, которые подразумевают использование одной из приведенных выше технологий путем изменения режима работы посредством переключателя.

Универсальный сварочный инвертор

То есть одна модель способна выполнять все эти виды сварки.

Устройство, характеристики и свойства

Современный инверторный аппарат средней ценовой категории состоит из корпуса, имеющего опорные ножки для устойчивости, внутри которого смонтированы все его основные узлы, а на передней стенке расположена панель с различными индикаторами (неисправности, готовности к работе), переключателем технологии (вида) сварки и ручкой настройки сварочного тока.

Также спереди расположены разъемы для подключения электродержателя и зажима массы, а сзади выходит сетевой кабель со штекером для включения в сеть.

Устройство сварочных аппаратов

На задней стенке расположена решетка (вентиляционные прорези) обеспечивающая в паре с вентилятором качественное охлаждение “начинки” инвертора, основу которой составляют следующие элементы:

  • Выпрямитель поступающего от питающей сети тока.
  • Сам блок инвертора, генерирующий импульсы высокой частоты.
  • Трансформатор, отвечающий за повышение тока вместе с понижением напряжения.
  • Еще один выпрямитель.
  • Рабочий шунт.
  • Элементы управления, заключенные в индивидуальный блок с вынесенной наружу индикацией, переключателями и регуляторами.

Внешне сварочный инвертор выглядит, как относительно небольшой металлический коробок с ручкой или ремнем для переноса.

Принцип действия сварочного инвертора

Электрический ток от источника питания подается на выпрямитель, где переменный ток преобразуется в постоянный, после чего инвертором снова преобразуется в переменный, но имеющий очень высокую частоту.

Принцип действия сварочного инвертора

Следом трансформатор понижает напряжение, в следствии чего сила тока значительно возрастает.

На финальном этапе в работу вступает еще один выпрямитель, преобразующий высокочастотный переменный ток с большой силой и малым напряжением снова в постоянный, на котором уже и выполняются сварочные работы.

Материал

В большинстве случаев основная часть корпуса сварочного инвертора представляет собой алюминиевую П-образную крышку и алюминиевое днище.

Передняя и задняя стороны изготавливаются из ударопрочного пластика.

Переключатели и регуляторы также могут быть пластиковыми или металлическими, а панель управления изготавливается из тонкого металла.

Прямые широкие ножки оснащаются резиновыми накладками для повышения устойчивости аппарата.

Питание, мощность и ток сварочного инвертора

Питание на сварочный инвертор подается от источника переменного тока напряжением 220 В (380 В включительно для профессиональных моделей).

Для этого в большинстве случаев используется подключение к розетке бытовой сети.

Если работы требуется выполнить вдали от источника электроэнергии, используется обыкновенный генератор, например, бензиновый, соответствующий аппарату по выдаваемой мощности.

Аппарат с вилкой для розетки 220 вольт

Главное преимущество сварочного инвертора перед сварочным трансформатором, если брать в расчет только технические характеристики – КПД, имеющий значительно большее значение (85 – 95%), а также потребляемая мощность.

Так если трансформатору потребуется до 8 кВт электрической мощности при работе 3-миллиметровым электродом, то для инвертора будет достаточно около 3 кВт, если даже используется электрод на 4 мм.

Инверторы, к тому же, легко настраиваются под определенные режимы работы благодаря широкому диапазону регулировок сварочного тока.

Как правило, это 30 – 200 А.

ПРИМЕР:

Сварочного тока в 160 А в большинстве случаев достаточно для работы 4-миллиметровым электродом, при этом даже остается небольшой запас по мощности.

Размеры и вес

Малый вес и размеры сварочных инверторов – одна из основных его особенностей, которая позволяет эксплуатировать аппараты с максимальным удобством.

Так наиболее компактные модели, средние габариты которых 300х130х300 мм весят от 3,5 кг.

При этом в действительности размеры могут составлять 250 – 450 х 110 – 610 х 160 – 350 мм.

Средний вес бытовых вариантов 5 – 7 кг, а у профессиональных этот показатель может достигать 13 кг.

Комплектующие

Вместе с инверторным источником сварочного тока в комплекте поставляются различные комплектующие, которые после подключения образуют полноценный сварочный аппарат, готовый к работе.

Сварочный инвертор с комплектующими

  • Провода. Именно они выступают в роли соединительных звеньев между держателем электродов, клеммой на массу и центральным сварочным блоком. Это одножильные толстые кабели с надежной изоляцией, которые способны без труда выдержать высокий сварочный ток. Как правило, эти кабели съемные, то есть присоединяются к инверторному блоку посредством специальных вставок.
  • Электродержатель – собственно, держатель электродов, которым и орудует сварщик.
  • Зажим на массу. В большинстве случаев это прищепка типа “крокодил”, которую фиксируют на одной из свариваемых деталей. Также называется клеммой заземления. Существуют также магнитные зажимы и модели, выполненные в виде струбцины.
  • Щиток или маска для защиты глаз.
  • Металлическая щетка для зачистки швов и др.

Прибор с зажимами

Если аппаратом подразумевается выполнение TIG-сварки, вместо классического держателя электродов используют специальную горелку с цанговым зажимом для неплавящегося электрода (вольфрамового) и полный набор сопутствующего оборудования и материалов, вроде еврорукава, баллона с газом и шланга для его подачи.

Инверторный прибор с кейсом

Для удобства транспортировки многие производители включают в комплект поставки сварочного аппарата кейс, который выполняется из пластика или металла.

ГОСТ, сертификация и маркировка

Для полупроводниковых инверторов технические условия в полной мере содержатся в ГОСТ 24376-91, а за их соблюдение отвечает нормативно-технический документ ТУ 34-38-11274-88.

Кроме того, часть производимых аппаратов, особенно промышленных, проходят аттестацию НАКС.

Инверторный аппарат в коробке

Делается это для проверки соответствия заданным технологическим характеристикам различных способов сварки, которые применяются на опасных объектах.

Процесс аттестации проводится путем сопоставления параметров, указанных в документации к оборудованию с фактическими показателями.

Разница между аттестованными и неаттестованными моделями, полностью идентичными конструктивно, заключается исключительно в наличии документа о проведении дополнительных приемо-сдаточных испытаний, коим является соответствующее свидетельство Национального Агентства Контроля Сварки (НАКС).

Сварочный инвертор, имеющий сертификат НАКС

Что касается маркировки, то инверторы обозначаются аббревиатурой способа сварки, который они поддерживают.

В дополнение следует отметить, что существует маркировка CUT, которая указывает, что данная модель выполняет резку материала плазменным методом.

Виды сварочных инверторов и их цена

Условно сварочные инверторы, согласно длительности беспрерывной работы, делятся на несколько видов:

Инверторный аппарат полуавтомат

  • Бытовые аппараты – непрерывная работа в течении 5 – 10 минут с последующим длительным перерывом. Сварочный ток подобных моделей составляет не более 120 – 200 А. Назначение – небольшой объем сварочных работ.
  • Полупрофессиональные – нечто средне между предыдущим и следующим вариантом, то есть продолжительность работы примерно 15 – 30 минут, но с перерывом между циклами около 1 часа.
  • Профессиональные – эксплуатация с 8-часовым циклом и сварочным током 200 – 300 А. Применяются при изготовлении металлоконструкций и каркасов, различных ремонтных работах. Сюда включаются уже и полуавтоматы, работающие в режимах MIG/MAG, TIG и MMA.
  • Промышленные – способны работать на протяжении суток на промышленных объектах (в 3 смены) с малыми технологическими перерывами. Сварочный ток составляет порядка 200 – 500 А.

Следует отметить, что все остальные характеристики у перечисленных выше видов аппаратов практически ничем не отличаются.

Существуют также модели с пуско-зарядной функцией, то есть, сварочный аппарат имеет ручную регулировку силы пускового тока и напряжения, например, 12, 24 и 36 В, что позволяет подобрать требуемую для запуска какого-либо оборудования (двигатели внутреннего сгорания, к примеру) пусковую мощность.

ДОПОЛНЕНИЕ:

Полупроводниковые сварочные аппараты подходят для заряжания свинцовых аккумуляторных батарей, использующихся на транспорте.

Какой сварочный инвертор выбрать?

Выбор сварочного инвертора начинается с определения задач, которые он должен решать.

Ключевым фактором тут выступает время непрерывной работы.

Для дома, где планируется нечастая кратковременная работа, подойдет бюджетный аппарат, способный выдержать сварку на протяжении хотя бы 10 минут.

При этом новичку достаточно будет устройства типа ММА.

Профессиональный сварочный инвертор

Профессионалу же, для которого сварка – часть повседневных задач, потребуется модель, способная работать также в режимах TIG и MIG-MAG, особенно, если предполагается сварка цветных металлов.

Ну а теперь немного об особенностях устройств.

Особенности сварочных инверторов

  • Сварочный ток и диаметр электродов. Последний подбирается в зависимости от толщины свариваемого металла и для каждой модели аппарата описывается отдельно. Так, например, работа с металлом толщиной до 2 мм требует 1,6 – 2-миллиметровых электродов, а для деталей толщиной 15 мм нужен уже 5- миллиметровый электрод. Правильно подобранный диаметр позволит выполнять точный и чистый шов. Для разной толщины электродов и в зависимости от особенностей задачи требуется разный номинальный сварочный ток. Таблица диаметра электродовВ большинстве случаев достаточно, чтобы на аппарате был установлен плавный регулятор, позволяющий выставить значение тока в 150 — 200 А.
  • Удобство работы. Этот пункт в первую очередь включает габариты и размеры аппарата, так как его придется как-то доставлять до места проведения работ. Значительную роль играет длина сетевого шнура, который обязан выдерживать вместе с вилкой повышенные нагрузки в процессе сварки. Следует помнить, что подключение инвертора через удлинители, даже специализированные, приведет к потере его мощности соразмерно общему сопротивлению этих самых удлинителей. К тому же, придется постоянно следить за надежностью контактов “гирлянды” штепсельных вилок и розеток. В реальности бывают случаи, когда даже максимального тока недостаточно для нормального формирования дуги при подключении через удлинители. В дополнение важно понимать, что бытовые приборы запитываются от сети 220 В, в то время как некоторые профессиональные, а также все промышленные варианты требуют наличия трехфазного источника с напряжением 380 В.Профессиональный аппарат с описанием основных функций
  • Гарантия. Какой бы сварочный аппарат, по заверению производителя или самих пользователей, ни был надежный, с ним обязательно должен идти гарантийный талон от производителя. Даже у именитых брендов встречается брак. В этом случае единственным спасением становится сервисный центр. Следует заранее убедится в наличии такового поблизости, чтобы внезапно вышедший из строя инвертор не пришлось везти в другую область на гарантийное обслуживание или ремонт.
    Хороший сварочный инвертор позволяет выполнять качественную сварку как начинающим мастерам, так и профессионалам, для чего оснащается необязательным дополнительным функционалом.

Дополнительные функции

Наличие следующих функций повысит скорость сварки инвертором, качество и безопасность работы:

  • Горячий старт (Hot-Start). Суть заключается в кратковременной подаче наибольшего значения тока на начальном этапе работы, что приводит к моментальному воспламенению электрода в тот момент, когда им выполняется первое касание. Фактически система обеспечивает эффективный розжиг электрода.
  • Антизалипание (Anti-Stick) – функция, обеспечивающая, прежде всего, безопасность оператора. Предназначена для исключения “прилипания” электрода, сокращая дугу в моменты, когда последний приближается к металлу. Так если удалить электрод от поверхности заготовки, наблюдается понижение силы тока, а при резком приближении происходит обнуление его показаний, за счет чего электрод без труда отделяется от металла.
  • Форсаж дуги (Arc-Force) – служит для обеспечения на коротком ходе дуги повышенной стабильности. Автоматическая система, если требуется, самостоятельно повышает ток, максимальное значение которого устанавливается мастером. Функция позволяет исключить “залипание”, перегрев устройства при коротком замыкании, а также обеспечивает правильную глубину сварки.
  • Световая индикация – необходима для оповещения мастера о неисправностях сварочного аппарата. Так, например, одна из лампочек загорается при подключении его к сети, а другая – при перегреве.
  • Дисплей индикации параметров – еще один способ контроля работы аппарата. На дисплее отображаются текущие показатели силы тока и его напряжение. Все это позволяет выбрать подходящий режим работы.
  • Автоматическое отключение при перегреве – пожалуй, одно из важнейших функциональных дополнений, которое должно присутствовать в инверторах. Дело в том, что во время сварки можно пропустить срабатывание светового индикатора, что приведет к поломке устройства, если на нем не установлена функция отключения в автоматическом режиме.

Для удобства переноса аппарата он снабжается, как правило, пластиковой ручкой. Актуальна она в том случае, если блок весит действительно немного.

Инверторные аппараты с переносными ручками

Для тех моделей, вес которых достигает 7 кг и более, имеет смысл обратить внимание на наличие ремня.

Он позволит переносить сварочный аппарат, перекинув этот ремень через плечо, что намного легче.

Что нужно знать о сварочных инверторах?

Сварочный инвертор крайне чувствителен к пыли и влаге.

Причина тому – наличие нескольких печатных плат, элементы которых со временем окисляются, и забиваются мелким мусором, что приводит к короткому замыканию дорожек.

Хранить устройства можно и в гараже, упаковав его в коробку, однако, следует избегать резких температурных перепадов.

Инверторный аппарат в разборе

Еще один нюанс касательно инверторов заключается в количестве плат, на которых распаяны радиодетали.

Чем их больше – тем лучше.

Причина крайне проста: при выходе из строя одной из них достаточно попросту произвести ее замену, но в случае конструкции с одной платой, на которой, предположим, возникло КЗ, в негодность придет все устройство.

Производители сварочных инверторов

Сварочные инверторы выпускаются действительно множеством производителей, большинство из которых знакомы по другой инструментальной продукции:

Кузовной цех во дворе: тест советского сварочного аппарата с питанием от бортсети

Автомобильная сварочная приставка АСП-1 производства АвтоВАЗа – экзотический аксессуар и для своего времени, и тем более – для нынешнего. Сварочный аппарат, питающийся напрямую от бортовой сети самого обычного легкового автомобиля – штука весьма редкая и в наши дни не выпускающаяся. Однако в начале 90-х годов такой гаджет мог при желании приобрести любой автолюбитель.

Давненько мы не обновляли экспозицию нашего редакционного музея советских автомобильных ретро-аксессуаров и гаджетов! Новым пополнением, очередной найденной на гаражных чердаках «капсулой времени», стало уникальное устройство – автомобильный сварочный аппарат!

Он представлял собой трехкилограммовую металлическую коробку отчаянно-красной масти с размерами 260х190х110 мм, с двумя мощными болтовыми клеммами для подключения сварочных проводов на передней панели. С помощью этого аппарата допускалось варить электродом с диаметром до 3 миллиметров в режиме «2,5 минуты сварка – 2,5 минуты отдых».

По моде наивной эпохи, когда каждое деревенское сельпо стремилось назвать себя «шопом» и «маркетом», надпись на приборе дублирована на английском. На передней же панели сварочного аппарата красуется крупное слово «АВТОВАЗ» и всем знакомый логотип тольяттинской «ладьи». Однако, разумеется, выпускал это устройство не сам автозавод, а его дочернее предприятие – ПТО ВАЗ, основанное в 1972 году, спустя шесть лет после запуска основного завода в Тольятти. «ПТО» расшифровывалось как «Производство Технологического Оборудования» – это вспомогательное предприятие делало для основного жигулевского конвейера металлообрабатывающие станки, окрасочное и прочее технологическое оборудование, которое поставлялось в том числе и на другие автозаводы СССР.

В эпоху перестройки все госпредприятия были добровольно-принудительно ориентированы на расширение ассортимента в сторону «продукции народного потребления», в рамках чего на ПТО ВАЗ и был рожден автомобильный сварочный аппарат АСП-1 – для граждан и, как сказали бы сейчас, для «микробизнеса» – кооператоров, трудящихся в сфере мелких услуг населению..

Огромный плафон красной лампочки на верхней крышке выглядит как некая кустарная доработка – странно и нелепо… Однако это штатный элемент конструкции, роль которого отражена в инструкции. Он ярко горит, пока электрическая дуга на электроде не зажжена, свидетельствуя о зарядке аккумулятора, и гаснет при начале сварки.

Почему вместо такого здоровенного «фонаря» не использовался светодиод или хотя бы миниатюрная индикаторная лампочка накаливания – непонятно…

На шильдике устройства выбита масса – «5 кг». Однако сам прибор весит около трех кило; пять – это масса со сварочными проводами, электрододержателем и «крокодилом» массы.

Знакомые с электроникой могут подумать, что под крышкой АСП-1 находится импульсный преобразователь-инвертор, как и внутри большинства современных инверторных сварочных аппаратов, работающих от сети 220 вольт… Но не забывайте – это самое начало десятилетия 90-х, когда большинство людей продолжало называть свою страну по привычке СССР, все машины были карбюраторными, а компьютеры встречались только в крупных НИИ… Мощная импульсная техника, а также соответствующие ей мощные силовые транзисторы и диоды редко встречались в то время в бытовых устройствах даже за рубежом – не то что во вчерашнем «совке». Так что все было гораздо проще!

Никаких преобразований напряжения внутри сварочника не происходило – из всей электроники он содержал только два мощных тиристора. Для того чтобы от бортсети легкового автомобиля можно было варить, АСП-1 делал, по сути, всего три простые вещи:

  1. Поднимал напряжение на генераторе, перехватывая роль штатного реле-регулятора.
  2. Подключал аккумулятор параллельно генератору, если силы тока не хватало.
  3. Автоматически переключался на зарядку аккумулятора, как только сварщик отрывал электрод от детали и прекращал работу.

То есть, в сущности, сварочным аппаратом на 90% являлся генератор автомобиля, плюсовой вывод которого напрямую подключался к сварочному электроду. Двигатель машины во время сварки должен был, разумеется, работать, и для обеспечения максимального выходного тока инструкция предписывала крутить коленвал до 2500 оборотов с помощью подсоса или помощника, нажимающего на педаль. А роль АСП-1 была «вспомогательно-коммутационная», если так можно выразиться…

Сварка с помощью АСП-1 достаточно проста. Запускается мотор машины, подсосом выставляются 2500 оборотов двигателя, к свариваемой детали подключается мощная клемма-«крокодил», в рукоятку-держак вставляется электрод, на глаза опускается щиток или маска, и процесс пошел.

Но если вы подумали, что перед этим нужно элементарно подключить питание аппарата «крокодилами» к аккумулятору, то вы серьезно ошиблись! Это – суровый советский жигулевский гаджет, а не современный литий-ионный пусковой бустер-пауэрбанк, с которым справится любая блондинка! Для подключения АСП-1 требовалось серьезное вмешательство в электропроводку под капотом.

Собственно, первый пункт процесса установки требовал закрепить сварочный аппарат стационарно под капотом «классики» или «девятки». Да-да, предполагалось, что сварочник станет постоянным «подкапотным жителем», как карбюратор или бензонасос, ибо электрическое его внедрение в электросистему автомобиля имело ряд особенностей. От генератора нужно было отсоединить силовой плюсовой выходной провод и подключить его к сварочному аппарату. Таким образом, сварочник включался между генератором и батареей. Затем предписывалось отключить от генератора реле-регулятор, роль которого брал на себя сварочный аппарат. Короче говоря, для подключения сварки автовладелец делал добрый десяток коммутаций в электропроводке машины – что-то размыкал, что-то наоборот – соединял перемычками. Все необходимое для этого, включая проводочки, клеммы и всякие кембрики, шло в комплекте поставки сварочного аппарата.

На первый взгляд может показаться, что даже для кратковременного использования собственного автомобиля в качестве сварочной установки требовалась длительная возня под капотом, а потом аналогичная возня в обратном порядке, чтобы вернуть проводку в прежнее состояние, дабы уехать. А вот и нет!

Не секрет, что советские инженеры при разработке товаров народного потребления зачастую по-спартански игнорировали вопросы элементарного комфорта в использовании, но только не в данном случае! В комплекте АСП-1 шла специальная косичка проводки с 8-штырьковым разъемом, которая и подключалась к электропроводке автомобиля. Когда вам надо было варить, вы втыкали в этот разъем штекер от сварочного аппарата, а когда надо было ехать – специальную замыкающую колодку. Колодка представляла собой ответную часть такого же разъема с перемычками в определенном порядке, и, будучи вставленной вместо сварки, полностью восстанавливала заводскую проводку автомобиля в штатном режиме!

Так что же такое АСП-1? Гениальная разработка, незаменимая в ряде экстремальных случаев, или странный выкидыш неповоротливой промышленности эпохи зарождающейся рыночной экономики? Почему подобные гаджеты не производятся сегодня, ведь периодическая необходимость в простой и легкой мобильной сварке там, где нет розетки, у многих по-прежнему возникает?

Будем откровенны: все же такое устройство – типичный продукт «смутного времени», типа кухонного половника из танковой бронестали от Уралвагонзавода. Надежность самого прибора была крайне высокой, но обмотки статоров и хиленькие советские выпрямительные диоды генераторов Жигулей и Москвичей работали со сваркой практически в режиме короткого замыкания, на пределе по току, да еще и с повышенным напряжением! Аккумулятор, который также постоянно включался в сварочный процесс, терял ресурс от больших токов разряда и заряда.

Сварка АСП-1 разрабатывалась и продавалась в эпоху карбюраторных автомобилей с минимумом электроники, и, как ни странно, несколько «опередила свое время», ибо сегодня даже на многих бюджетных машинах стоят генераторы на 120-160 ампер с куда более мощными диодами, которые как раз гораздо лучше подошли бы для использования совместно с электродом и маской… Но на современной насыщенной электроникой машине подобное внедрение в электросистему крайне опасно, а зачастую принципиально неприемлемо, поэтому аналогов АСП-1 в наши дни не выпускают и не продают. «Красная коробочка» перешла в разряд коллекционных курьезов…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *