Сверху вниз, наискосок: чем обезжирить кузов автомобиля перед покраской
Вы задумали подкрасить автомобиль или обновить забор на даче. Выбрали цвет, купили краску и отмыли краскопульт после прошлого раза. Дело за малым — подготовить поверхность.
В статье рассказывается:
Зачем обезжиривать поверхность
Качество окраски зависит от того, ровно ли ложится красящий слой. Долговечность — от сцепления краски с окрашиваемой поверхностью (на языке профессионалов это называется адгезия). Если на поверхности есть посторонние вещества, они плохо влияют как на равномерность слоя, так и на адгезию.
Первый этап подготовки поверхности — механическая очистка. Жесткой щеткой или губкой удаляют непрочные участки старого покрытия, ржавчину и другие дефекты. Если их не убрать, они рано или поздно отвалятся вместе с новой краской, а до этого испортят вид: кузов будет трескаться, пузыриться, пойдет ржавыми пятнами.
Второй этап — химическая обработка. Она нужна, чтобы растворить жиры, масла, силикон, которые попадают на кузов с дорожной грязью, восковыми полиролями и даже с прикосновением рук.
На вид кузов может быть чистым, но микроскопические следы жира помешают краске лечь нормально. Этого можно избежать, если обезжирить металл перед покраской.
Механический этап обычно не игнорируют. А вот обезжириванием иногда пренебрегают или делают его неправильно.
Обезжиривать металл нужно перед любыми процессами, связанными с нанесением нового слоя:
- шпаклеванием;
- грунтовкой;
- полировкой.
Порядок такой: удалили старое покрытие — очистили от пыли — обработали от жира.
Обычный шампунь не годится, средства для мытья посуды — тем более. Даже те, что отмывают от жира огромные противни в рекламе. Автомобильные загрязнения имеют иной химический состав, чем пищевые, и бороться с ними нужно специальными средствами.
Итак, чем обезжирить кузов автомобиля, чтобы краска легла идеально?
Какие средства использовать
Для обезжиривания кузова нужны составы, которые разрушают отложения, но не сам кузов. Начнем с профессиональных решений.
Антисиликон
Когда на автофорумах обсуждают, чем обезжирить поверхность перед покраской, участники разбегаются на два лагеря: «всю жизнь бензином протирал и нормально было» и «прекратите этот колхоз, работайте только с антисиликоном». Антисиликоны используют профессиональные маляры, и одно это — аргумент, чтобы примкнуть ко второму лагерю.
Преимущество антисиликоновых средств в том, что они убирают не только масляную пленку, но и собственно силикон, который неспециализированные обезжириватели «пропускают». Силикон попадает на кузов с аэрозолями и не смывается обычными шампунями. Он образует стойкий упругий слой, на который не ложатся ни краска, ни грунтовка, ни шпаклевка.
Если вы пробовали красить шов, обработанный силиконовым герметиком, или рыболовную приманку, то знаете, как плохо держится на них краска, — точнее, совсем не держится. Рыболовы могут намудрить с йодом и разными термоядерными составами, но для автомобилистов это верный способ угробить кузов.
В общем, остатки силикона на кузове — это так же плохо, как следы масла.
Антисиликоновые средства имеют сбалансированный состав, чтобы разрушать отложения, не повреждая металл.
Антисиликоны бывают химические (на основе нефтепродуктов) и водно-спиртовые. Оба эффективны, легко наносятся и примерно одинаково дорого стоят. Спиртовой чуть мощнее и быстрее сохнет (1–2 часа против 3–4 у химического). Спиртовые хороши перед полировкой, нефтяные — перед покраской.
Посчитаем, сколько нужно антисиликона, чтобы обезжирить автомобиль целиком.
Примерный расход — 200–250 г/м².
Вид автомобиля | Примерная площадь кузова | Объем антисиликона |
---|---|---|
Малолитражка | 7–8 м² | 1400–2000 г |
Седан | 20–22 м² | 4000–5500 г |
Малотоннажный грузовик | 30–31 м² | 6000–7750 г |
Единственный недостаток антисиликона — расходуется в два раза быстрее и стоит в два раза дороже альтернатив. Поэтому многие мастера, прикинув бюджет, грустно закрывают форумы и идут за более дешевыми аналогами.
Впрочем, аналоги бывают разные. Среди них есть рабочие решения, которые совершенно незаслуженно клеймят «колхозом».
Уайт-спирит
Уайт-спирит (нефрас-С4) — универсальный обезжириватель. При ремонте им разводят олифу, краски и лаки на масляной основе. Очищает поверхности от битума, мастик, клея, хорош для смывки масляных красок.
Уайт-спирит растворяет жировой налет даже на неровных и потрескавшихся поверхностях. Не разъедает металл, а у пластика еще и усиливает адгезию. Ответ на вопрос, можно ли обезжиривать кузов уайт-спиритом перед покраской, однозначно положительный.
Единственный материал в автомобиле, для которого уайт-спирит не годится, — стекло. На нем остаются разводы, которые трудно смыть. При очистке защищайте окна и зеркала пленкой или широким скотчем.
Вещество быстро испаряется, поэтому смывать или стирать его не нужно. Сушка кузова после обработки уайт-спиритом занимает до часа. Если переборщить со средством, сохнуть может и три часа, и четыре — тогда подсушите поверхность строительным феном и в следующий раз наносите экономнее.
Посчитаем, сколько нужно уайт-спирита на весь автомобиль.
Примерный расход — 110–160 г/м².
Вид автомобиля | Примерная площадь кузова | Объем уайт-спирита |
---|---|---|
Малолитражка | 7–8 м² | 770–1300 г |
Седан | 20–22 м² | 2200–3500 г |
Малотоннажный грузовик | 30–31 м² | 3300–5000 г |
Лайфхак: используйте уайт-спирит после зимы, чтобы смыть реагенты и жирную дорожную грязь. Кузов становится чистым и гладким, грязь на нем не задерживается. Главное — наносить средство по чуть-чуть (0,5 л на машину хватит) и потом заехать на мойку. Иначе, когда уайт-спирит закончит растворять грязь, он примется за лакокрасочное покрытие автомобиля.
Спирт
Спирт справляется с жиром и не вредит лакокрасочному покрытию. Но опасен для пластиковых деталей: фары и фонари после обработки могут пойти мелкими трещинами.
Если спирт плохо очищен, после него останется белый налет.
При обработке спиртом старая краска не растворяется, поэтому сначала проведите механическую очистку кузова.
В списке средств, которыми можно обезжирить поверхность перед покраской автомобиля, — этиловый и изопропиловый спирты. О вреде метилового знают, кажется, все, но на всякий случай напомним: этиловый и метиловый спирты очень похожи по виду и запаху, но первый относительно безвреден, а второй — сильный яд. Покупайте спирт только у проверенных продавцов.
Главный аргумент против спирта — это дорогой обезжириватель: в два раза дороже уайт-спирита. За такие деньги проще купить спирто-водный антисиликон со всеми необходимыми присадками и добавками.
Лайфхак: протирайте спиртом хромированные и стеклянные детали, чтобы придать блеск, убрав жирный налет и следы насекомых.
Ацетон
Ацетон — сильный обезжириватель. Популярен для разбавления эмалей, шпаклевок, красок. Обрабатывать металл им тоже можно, но результат будет слабее, чем от уайт-спирита.
Ацетон отлично растворяет краски, но не очень хорошо справляется с битумами, восками и автомобильными маслами. Это прочные, вязкие загрязнения, а ацетон очень летуч и испаряется раньше, чем успевает их растворить.
Еще ацетон ускоряет коррозию железа и легированных сталей. Ненамного — всего на 0,1 мм в год, но зачем рисковать. Размягчает он и пластик ABS — из него делают корпуса фар и зеркал заднего вида, бамперы, радиаторные решетки, колпаки колес.
Ацетоном лучше всего обрабатывать отдельные детали под шпаклевание, и то если под рукой не оказалось уайт-спирита. Уайт-спирит чистит лучше, безопасен для металла, а разницы в цене почти нет.
Лайфхак: Используйте ацетон для удаления мелких царапин. Он слегка растворит лакокрасочный слой и быстро улетучится, то есть краска почти сразу высохнет. Смочите салфетку или губку и затирайте поверхность, пока царапина не исчезнет.
Что еще понадобится
Выбрать обезжириватель — полдела. Нужно правильно его нанести. Вот что для этого понадобится:
Строительный фен для сушки — пригодится, если случайно переборщили с уайт-спиритом или в гараже прохладно.
Одноразовые салфетки из микрофибры. Обезжиривают двумя салфетками — одной наносят средство, второй, чистой, убирают грязь. Очень важно брать именно микрофибру — тогда под краской не останется пыли и ворсинок.
Распылитель — наносить средство будет удобнее и экономнее.
Масловлагоуловитель на распылитель, чтобы случайно не добавить новых загрязнений.
Для механической очистки пригодится пескоструй — мощный инструмент, безжалостный к старой краске и ржавчине. Его можно собрать самому из газового баллона и сантехнических фитингов. Работает пескоструй от компрессора, который обязательно найдется в вашем гараже: ведь без интенсивной подачи воздуха машину не покрасить.
«Черный список» обезжиривателей
На автофорумах нередки советы не тратить деньги на «новомодную ерунду» и вспомнить о народных рецептах. Например, обезжирить кузов керосином — дешево и сердито. Следовать таким советам не надо.
Лет 30–40 назад ремонт и обслуживание авто выполняли сами владельцы. Сегодня можно годами быть за рулем и не уметь сменить колесо. Раньше автосервисов было мало, а хороших мастеров — еще меньше, да и за запчастями стояли очереди.
Методы ремонта были просты — что нашлось под рукой, тем и чиним. Что можно использовать в качестве обезжиривателя — да все, что есть в гараже.
Сегодня реалии изменились. Во-первых, «дешевые народные» средства менее доступны. Раньше тот же керосин всегда был дома, особенно в сельской местности: им заправляли лампы и примусы. Сегодня его нужно специально закупать, стоит он как уайт-спирит, а хорошо очищенный даже дороже.
Во-вторых, изменились материалы и краски. Кузов современного авто требует иного подхода, чем винтажный «москвич» или жигулевская «классика».
В-третьих, изменились стандарты. Раньше на неровности краски и звездочки ржавчины не обращали внимания. Сегодня нам нравятся сияющие и безупречно гладкие поверхности автомобилей — а они требуют профессиональных решений.
Итак, чем не надо обрабатывать кузов:
Керосин — в его составе много примесей масляного типа, которые остаются на кузове и портят краску. Да и пахнет он прескверно. Сейчас керосином не заправляют даже одноименные лампы: есть аналоги, которые почти не пахнут и меньше коптят.
Бензин — в нем много присадок, которые вредят кузову. Бензином можно оттереть кисти, застирать испачканную краской одежду, промыть детали. Но лучше используйте его по прямому назначению — лейте в бак.
Растворители 646 и 647 — они быстро испаряются и не успеют обезжирить кузов. Их тоже используйте по назначению: для разведения лаков и красок, отмывания кистей и валиков.
Уксус — разъедает металл, ужасно пахнет и дорого стоит. Используйте его в эко-рецептах для дома и в кулинарии.
Большинство из тех, кто красит машину сам, ищут решения подешевле — иначе они бы поручили эту задачу профессионалам. Но ошибки при подготовке поверхности обернутся двойными расходами: деталь придется перекрашивать. Поэтому прежде чем приступать к работе, внимательно изучите технологии и не экономьте там, где экономить нельзя.
Бывает и так: в процессе покраски вы вдруг понимаете, что проще купить новую машину, чем довести до ума эту. С одной стороны — дорого. С другой — если сложить все расходы на обслуживание и ремонт старого авто, включая ваше время и амортизацию инструментов, то на то и выйдет.
Техника безопасности
Качественные обезжириватели относятся к слаботоксичным веществам. Если работать с ними на открытом воздухе (например, красить забор или качели), шанс отравиться минимален. Но в покрасочной камере или гараже можно получить как минимум головную боль, как максимум — серьезное отравление. Поэтому:
- Всегда используйте средства индивидуальной защиты: респиратор и резиновые перчатки.
- Надевайте прочный фартук (не тканевый) или костюм химзащиты (жарко, зато надежно).
- Позаботьтесь об удобной одежде, чтобы работать было комфортно.
- Проветривайте помещение, но так, чтобы на кузов не попала пыль.
- Всегда читайте инструкции на этикетках обезжиривателей и следуйте им. Соблюдайте условия хранения: средства на спиртовой и нефтяной основе легко загораются. Их нужно беречь от открытого огня и перегрева. Не держите их на солнце или у обогревателя.
Автомобиль, правильно покрашенный своими руками, — не только финансовая экономия, но и предмет гордости. Соблюдайте технологию, используйте правильные средства и инструменты — и результат оправдает ожидания.
Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы
Чем лучше обезжирить металл перед покраской
Необходимость подготовки металлоизделий к окрашиванию обусловлена повышением характеристик сцепляемости подложки с лакокрасочным материалом и устойчивости металла к коррозионным процессам. Всё это положительным образом скажется на сроке службы окрашиваемых изделий. Однако большинство владельцев гораздо больше заботит наличие ржавчины, которую необходимо удалять в процессе подготовки металла, нежели проведение обезжиривания, из-за чего работы по окрашиванию проходят без проведения этой важной и обязательной операции.
Что такое обезжиривание
Суть процедуры сводится к удалению с поверхности подложки жировых веществ, которые часто присутствуют в охлаждающих эмульсиях, минеральных маслах, консервационной смазке, полировочных составах. Обезжиривание поверхности металла перед покраской приходится проводить и для удаления остатков от промывок и травления, следов от пота и пальцев. Все эти загрязнения могут крайне негативно повлиять на качество смачивания поверхности лакокрасочными материалами, а также навредить пленкообразованию и другим свойствам покрытия.
В зависимости от количества имеющихся жировых примесей на 1 квадратном метре можно выделить несколько степеней загрязненности поверхности:
- Слабую — до 1 г;
- Среднюю — от 1 до 5 г;
- Повышенную — более 5 г.
При обработке жиров химическими реагентами на поверхности возникают несколько последовательных процессов:
- Растворяющие;
- Эмульгирующие;
- Омыляющие.
В зависимости от способности жиров разрушаться под воздействием растворителей выделяют несколько типов загрязнений:
- Не подлежащие разрушению — например, эмульсии.
- Опыляемые — полировочные материалы, остатки смазок.
Химические способы
Основным видом являются органические растворители, позволяющие быстро удалить с металлических деталей зажиренные и масляные участки. Наибольшее применение они получили в индивидуальном производстве, хотя иногда их используют и в серийном, но нечасто по причине их высокой взрыво- и пожароопасности. Необходимый эффект, а именно растворение масляных и жировых наслоений, достигается в момент контакта с ними органорастворителей.
На качество обезжиривания поверхности напрямую влияет степень загрязненности растворителя, поскольку чем больше жиров содержится на поверхности, тем хуже становится способность химпрепарата растворять имеющиеся наслоения. Чаще всего для удаления жировых и масляных участков применяются алифатические и хлорированные растворители. При своей высокой эффективности очистки металла они имеют серьёзный недостаток — эти составы не способны убрать с поверхности абразивные материалы и прочие минеральные загрязнения.
Водные растворы
Как известно, вода обладает плохой способностью к очищению, что связано со значительным поверхностным натяжением и несовместимостью с жирами. Поэтому при смачивании ею зажиренных поверхностей устойчивых эмульсий не образуется. Для повышения моющих свойств водного раствора производители прибегают к различным приёмам — увеличивают уровень кислотности pH, повышают температурный режим применения до диапазона 50—65 градусов Цельсия, вводят в состав поверхностно-активные вещества.
Щелочные обезжириватели
Эти составы обладают массой положительных свойств. В их числе высокая очищающая способность, пожаробезопасность, экологичность, широкий выбор способов нанесения. При обработке водными растворами омыляемых жиров и масел последние неизбежно разрушаются, а неомыляемые загрязнения эмульгируются. Последний случай можно описать как процесс отслоения жировых слоев от поверхности с постепенным превращением в рабочую жидкость и удалением вместе с рабочим раствором. Главным недостатком этих составов является необходимость проведения антикоррозионной обработки поверхности после ее очистки.
Лучше всего с жировыми и масляными участками среди присутствующих в составе моющих растворов компонентов справляются поверхностно-активные вещества — ПАВ. После попадания на поверхность они образуют на ней пену, одновременно уменьшая межфазное и поверхностное натяжение, повышая смачиваемость и разрушая твердые и жидкие загрязнения, переводя их в более удобную форму для удаления. Содержание ПАВ в жироочистителях, как правило, колеблется в пределах 10%.
В случае возникновения необходимости наряду с обезжириванием удалить тонкие окисные или гидроокисные пленки применяются кислые растворы, содержащие фосфорную кислоту 1—3%.
После обработки поверхностей очищающими составами их обязательно промывают водой. Присутствие солевых остатков недопустимо, поскольку они способны разрушать свойства лакокрасочных плёнок, повышая влагопроницаемость и ускоряя развитие подпленочной коррозии.
Эмульсионные составы
В тех случаях, когда возникает необходимость в удалении с поверхности нагаров масел, консистентной смазки, трудновыводимых загрязнений, используют эмульсионное обезжиривание. Этот способ является комбинированным и обладает достоинствами органорастворителей и водных щелочных растворов. Эти составы содержат эмульсии растворителей и разведенные с водой ПАВ. В качестве растворителей могут использоваться хлорированные или алифатические углеводороды.
Ультразвуковые и электрохимические методы
Для повышения очищающей способности моющих составов применяются специальные ванны с ультразвуковым полем. Этот метод наиболее актуален для малогабаритных изделий с поверхностью повышенной сложности, для которых важно произвести максимально качественное удаление загрязнений. В отношении крупных деталей применять этот метод нецелесообразно из-за экономических соображений, поскольку возникает необходимость увеличения выходной мощности прибора.
При подготовке металлоизделий методом электрохимического обезжиривания также применяются специально оборудованные ванны, а сам процесс осуществляется за счёт действия пузырьков газов, образующихся на электродах. Это позволяет добиться уменьшения расхода компонентов химических составов и повысить качество обработки поверхности.
Чем обезжирить металл перед покраской
В бытовых условиях владельцы, как правило, применяют проверенные «дедовские» средства — бензин, керосин, ацетон, спирт.
Но сегодня доступны и более современные и технологичные составы. Среди них довольно популярными являются Нефрас (Уайт-Спирит), Растворитель 646. Они обладают массой достоинств — доступная цена, увеличенный уровень экологичности, способность к образованию более устойчивых к лакокрасочному покрытию пленок, что позволяет предотвратить развитие коррозионных процессов.
Проблемой для многих владельцев является несоответствие подложки после обезжиривания выбранной краске. Этого можно избежать, если приобрести растворитель, подходящий под обрабатываемое покрытие. Но чаще всего при использовании растворителя № 646 таких проблем не возникает. В отзывах потребителей говорится о его универсальности, поэтому дополнительных операций проводить не приходится.
Еще одна популярная разновидность растворителей — Антисиликон. Эти составы высоко востребованы среди мастеров, которые их используют для обезжиривания кузова автомобиля перед последующей покраской. Однако во время работы необходимо соблюдать правила безопасности. В помещении, где проводятся работы по обезжириванию, необходимо открыть окна и двери. Использовать такие растворители можно на максимальном удалении от источников воспламенения и обязательно в средствах индивидуальной защиты.
Самыми эффективными считаются специальные концентрированные растворы — Чистомет, Docker Dekamet и другие. Главным активным компонентом в составе этих средств является щелочь. Также они содержат и дополнительные вещества — ингибиторы, поверхностно-активные вещества, присадки и пр. Перед работой концентрат смешивают с водой в заранее рассчитанных пропорциях. Всё зависит от степени загрязнения обрабатываемой поверхности. Достоинствами этих растворов является высокая экологичность и безопасность. Их можно применять не только для обезжиривания поверхности, но и для повышения антикоррозионной устойчивости металла. Могут использоваться на промышленных предприятиях.
Популярные растворители
Чем обезжирить металлическую поверхность перед покраской — актуальный вопрос для многих владельцев. Для обезжиривания поверхностей из металла сегодня можно использовать не только доступные и проверенные временем составы, но и современные растворители.
Средство уайт-спирит
Среди обезжиривателей чаще других используется уайт-спирит. Выглядит он как прозрачная бесцветная жидкость с характерным запахом ГСМ.
В магазинах он продается под названием «Нефрас-С4» и доступен в различных модификациях. Главная причина его популярности связана с универсальностью применения.
Этот растворитель может без особого труда удалить любые масла и жиры, а также многие органические соединения. Нередко его применяют для разбавления масляных красок, эмалей и лаков. Имеется у уайт-спирита и ещё одно положительное свойство — после обработки поверхности не нужно ждать ее высыхания, можно сразу переходить к нанесению грунтовки или лакокрасочного материала. Растворитель испаряется очень быстро, и именно это обеспечивает ему превосходство над другими очищающими составами.
Растворитель 646
Этот вид обезжиривателя получил широкое распространение при проведении работ по подготовке к покраске. Представляет желтоватую жидкость с сильным характерным запахом. Имеет довольно широкий спектр применения.
С помощью этого состава можно не только разбавлять краски, но и обезжиривать металлические поверхности. Особенно он эффективен, когда нужно снять старые слои краски. Может применяться для мытья малярного оборудования и инструмента.
Лучше всего подходит для разведения эмалей следующих типов:
- нитроцеллюлозные НЦ;
- глифталевые ГФ;
- меланиноамидные МП;
- акриловые;
- эпоксидные.
Во время использования обезжиривателя необходимо соблюдать рекомендованную производителем температуру от + 5 до + 30 градусов Цельсия, при этом влажность воздуха не должна быть выше 85%.Тогда после обработки металлическая поверхность приобретет блестящий глянцевый вид без пятен и разводов.
Помните, что растворитель 646 является пожаро- и взрывоопасным продуктом. Работать с ним можно только в средствах защиты органов дыхания, зрения и кожи. При проведении работ в помещении необходимо обеспечить поступление свежего воздуха через окна и двери или посредством работающей вытяжной вентиляции.
Ацетон: классика
Ещё один довольно распространенный обезжириватель для металла. По своему составу это прозрачная жидкость, имеющая сильный характерный запах. Отлично удаляет масляные и жировые пятна, а также смолы.
Ацетон можно применять для разбавления лаков, эмалей, красок и грунтовок. Иногда его добавляют в состав некоторых растворителей. Главным составным компонентом является спирт, обладает высокой летучестью.
Для защиты металлических поверхностей от коррозионных процессов их необходимо особым образом обрабатывать перед нанесением лакокрасочного покрытия. Технология окрашивания требует в обязательном порядке проведения такой операции, как обезжиривание. Оно может быть выполнено с использованием различных растворителей и обезжиривающих составов.
Среди них есть как традиционные, так и более современные и технологичные. Выбор наиболее подходящего состава для обезжиривания должен осуществляться с учетом характера и масштаба стоящих задач, а также назначения металлического изделия.
При этом важно не забывать о правилах безопасности во время проведения работ по обезжириванию. Многие составы являются небезопасными из-за содержания вредных для здоровья соединений. Поэтому при проведении работ внутри помещений необходимо обеспечить постоянный доступ свежего воздуха. Также нужно помнить о том, чтобы поблизости не было воспламеняющих источников.
Как и чем обезжирить поверхность металла перед покраской: 8 средств для домашнего использования и советы
Металлические изделия прочны и долговечны при условии, что они защищены от ржавчины. Для этого на них накладывают слой или несколько лакокрасочных материалов. Он надежно защищает металл от коррозии. Перед нанесением краски основу нужно правильно подготовить. Разберемся, зачем это нужно, как и чем обезжирить поверхность металла перед покраской.
Все об обезжиривании металла перед покраской
Зачем обезжиривать поверхность перед покраской
Металлическое основание может выглядеть чистым, но при этом на нем всегда есть загрязнения. Они остаются после травления, любой обработки и даже от прикосновения пальцами. На них присутствует жировой слой, который оставляет отпечаток. Кроме того, почти никогда не прекращается реакция с присутствующим в воздухе кислородом, что дает пленку окислов. Она может быть разной толщины.
При покраске важно обеспечить красящему составу наилучшую адгезию с основанием. Это невозможно, пока металл покрыт окислами и загрязнен. Покрывающая его поверхность пленка закрывает краске доступ к основе. Лакокрасочный слой ложится на загрязнения, отвердевает и через некоторое время начинает трескаться и отламываться. Чтобы этого не случилось, проводят обезжиривание. То есть выполняют специальную процедуру, в ходе которой убирают с основания жировые и другие загрязнения.
8 вариантов, чем можно обезжирить металл перед покраской
Чем обезжирить металл: 4 базовых задачи процедуры + как и чем обезжирить поверхность металла перед покраской + 5 простых составов + 8 покупных растворителей + алгоритм обезжиривания поверхности перед покраской авто + рекомендации.
Лакокрасочный слой помогает продлить срок эксплуатации детали/конструкции, но качественное сцепление без предварительной обработки поверхности металла сейчас невозможно.
Дабы не стать жертвой собственной неосведомленности, необходимо заранее изучить, чем можно обезжирить металл перед покраской.
В сегодняшней статье мы детально разберем все доступные способы решения проблемы + подадим список проверенных производителей классических обезжиривателей поверхностей.
Зачем обезжиривать металл?
В химическом плане, процедура обезжиривания являет собой процесс удаления с поверхности металла (и не только) верхнего слоя жирных кислот и маслянистых веществ. Даже чистая на вид поверхность может иметь толстую маслянистую пленку.
Важно: любая металлическая поверхность перед нанесением красочного/лакового слоя обязательно обезжиривается. В обратном случае, срок «держания» нанесенного слоя поверх «грязной» поверхности снизится на 60%-90%.
Особо важен процесс для владельцев транспортных средств. Во избежание вздутия слоя краски, появления трещин и прочих мелких дефектов, смывание жирового слоя с поверхности – это базовое условие обработки, о котором знает даже начинающий автомобильный механик.
Какие задачи преследует обезжиривание:
- уничтожение слоя пыли и грязи, что был накоплен на поверхности металла в период простоя;
- устранение жировых и масляных пятен;
- увеличение силы сцепления между металлической поверхностью и краской;
- увеличение срока эксплуатации нанесенного слоя отделки.
Даже касания человека загрязняют поверхность (вспомните отпечатки на экране своего смартфона). Остатки спреев, скотча, аппликаций, пятна битума/каучука – это лишь малая часть списка препятствий между слоем краски и металлической поверхностью.
Как, и чем обезжирить поверхность металла перед покраской?
1) Разбор методов обезжиривания
Приступая к отбору метода обезжиривания, требуется учитывать ряд факторов, влияющих на цели и конечный результат, который желает получить человек. К наиболее важным критериям относят эффективность раствора, его экономичность и удобство пользования. Нельзя сбрасывать со счетов и тип загрязнения.
Выделяют 3 категории загрязнений:
При наличии токсичных элементов для организма человека требуется использовать защитные средства органов дыхания и резиновые одноразовые перчатки. Теперь давайте внимательнее пройдемся по доступным средствам обезжиривания в 2020 году.
А) Органические растворители
Чем обезжирить поверхность металла, выбирается из 3 категорий органорастворителей:
- основа из углерода;
- спиртосодержащий раствор;
- составы со сложными эфирными добавками.
К минусам подобных растворов относят избирательность действия. Органорастворители могут растворить частички жира, но твердые загрязнения, мыло, кусочки абразивных материалов веществу не по силам. Еще одно негативное свойство – повышенная летучесть, что сказывается на расходе смеси для обработки поверхностей промышленного масштаба.
Б) Обезжириватели с водной основой
Основными добавками выступают кислоты и щелочи. Работу на себя берут поверхностно-активные вещества, что образуют пену при контакте с металлической/неметаллической поверхностью.
Особенности растворителей на водной основе:
- экологичность. Вещества минимально воздействуют на окружение и человеческий организм;
- обилие методов нанесения;
- приемлемая очищающая способность при небольших инвестициях в покупку.
Под влиянием смеси моментально удаляются маслянистые пятна, а неомыляемые частички спустя пару минут отслаиваются. Для окончательного удаления потребуется пройтись после раствора струей чистой воды, желательно под напором.
В) Эмульсия
В отношении обезжиривания металлов, эмульсии идут на шаг впереди конкурентов. Составы способны отчистить нагар, смазку, старую краску и прочие доставучие вещества. Состав раствора – растворитель, эмульгатор, вода и различные моющие элементы. Для качественной обработки изделие часто требуется помещать в емкость с жидкостью, что накладывает на метод значительные ограничения по эксплуатации в полевых условиях.
Г) Обработка ультразвуком
Легко догадаться, что для больших элементов подобный вариант обезжиривания будет неприемлем. Ультразвуковое обезжиривание в совокупности с моющими средствами используются чаще всего для лабораторных работ. В промышленных масштабах вариант очистки низко эффективен.
Д) Электрохимическая обработка
Один из агрегатов представлен на рисунке выше. Очистителем выступает газ, возникающий на концах электрода. Способ обработки понижает расход химсоставов + делает поверхность идеальной в плане чистоты.
2) Чем можно обезжирить металл перед покраской из подручных средств?
Первый подразумевает непосредственное воздействие на поверхность при помощи электрического оборудования – лобзики, наждачная бумага и так далее.
Обратите внимание: даже при качественной проработке поверхности, достигнуть идеального результата за счет механики воздействия не удастся. Приходится комбинировать/дополнять процесс за счет химических веществ.
Механическая зачистка металла не оправдывает себя при обработке больших площадей. Куда рациональнее воспользоваться одним из подручных растворов, и обработать поверхность из пульверизатора. О средствах с быстрым доступом расскажет таблица ниже.
Средство | Описание | Качество обезжиривания (из 5 ★) |
---|---|---|
Уайт-спирит | Добавили в список подручных, ибо данный растворитель имеется у 80% владельцев автомобильных средств в гараже. Основа состоит из бензина-растворителя и жидких углеродов. Ключевая область применения – разбавитель для краски и других продуктов на основе нефти. По сути – это разбавленный керосин. Смесь имеет едкий запах + его испарения токсичны для человека, потому проводить зачистку советуется исключительно на свежем воздухе или в проветриваемом помещении. | ★★★★★ |
Ацетон | Бесцветная летучая жидкость, имеющая характерный запах. Особенность вещества – вступление в реакцию с некоторыми химическими соединениями и сплавами, что накладывает запрет для применения в автомобильной промышленности. Для резины и пластика состав приемлем. | ★★★ |
Керосин | Необходимо использовать жидкость с высоким показателем чистоты. Хорошо себя показывает при обработке мелких поверхностей, но для массового применения не подходит. | ★★★★ |
Бензин с высоким октановым числом | Самый простой вариант, когда ничего прочего под рукой не имеется. Бензин может удалить до 95% жиров с поверхности металла, но даже такого результата хватит для обеспечения высокой сцепки краски с окрашиваемым элементом. | ★★★ |
Мыльные растворы | Моя руки, мы убираем с поверхности кожи жировую пленку, тем самым смывая с ней и микробы. Аналогичное происходит и с поверхностью металлов, хотя для качества придется приложить еще и механическое воздействие. | ★★★ |
После обработки любым из вышеперечисленных составов, поверхность требуется просушить, предварительно смыв остатки растворителя струей воды. При обработке автомобильной обшивки, использовать слишком ядреные растворители не рекомендуется, результат может не обрадовать.
3) Сложные составы для обезжиривания
ТОП-8 покупных раствора для обезжиривания поверхностей:
Основная задача жидкости – чистка стекол авто, но для обезжиривания металлических поверхностей он подходит тоже.
Основная специализация – удаление жира с поверхности авто перед его покраской, но раствор может применяться и для других металлических поверхностей без потери в качестве обработки. Изготовитель – Германия, а потому в качестве раствора можно не сомневаться.
Продолжать список товарных позиций по растворителям можно и далее. В 2020 году рынок достаточно сильно заполнен товаром по направлению, но что касается по-настоящему качественного продукта, найти такой можно, чаще всего, только в сети интернет. Делайте покупки с умом, и результат будет радовать не сиюминутно, а в долгосрочной перспективе.
Сравнительная характеристика различных обезжиривающих составов:
Схема обезжиривания металла авто перед покраской
Причина покупки обезжиривателя в 40%+ случаев – это подготовка участка/всего авто к покраске. Проводить процедуру можно в любом помещении, а особые навыки/умения от владельца транспортного средства не нужны.
Алгоритм ремонтных работ:
- Скотчем малярного типа оклеиваются все участки, которые должна миновать участь контакта с обезжиривающим средством.
- Место дефекта зачищается от слоя краски и лака.
- Проведение рихтовочных работ. Самостоятельно это делается при помощи молотка, споттера, выколоток и прочих инструментов.
- Зачистка поверхности механическим путем.
- Выбираем состав, чем будем обезжиривать металл. Список кандидатов мы описали выше.
- В зависимости от формы выпуска (спрей или раствор), наносим слой состава, и ждем его высыхания. В приоритете растворы на основе эпоксидки.
- Наносим раствор для изоляции грунтующего средства.
- Шпаклюем неровности.
- Еще раз наносим слой раствора для обезжиривания и ждем его просыхания.
- Еще раз грунтовка.
- Нанесение проявочной краски.
- Зачистка грунта.
- Готовим место к покраске – обезжиривание + оклейка близлежащих целых участков.
- Окраска.
- Лакировка.
- Полировка.
Как видим, в процессе ремонтных работ с авто, участие обезжиривающего средства крайне весомо – обработка производится 3 раза. Самым важным из шагов является обработка перед непосредственной покраской . Недостаток в обезжиривании приведет к быстрому вздутию верхнего слоя краски спустя пару недель.
Рекомендации по обработке поверхности обезжиривателем:
- материал для обработки не должен содержать ворсинок. Ткани продаются в специализированных магазинах на тех же полках, что и обезжиривающие растворы;
- меняйте салфетки для очистки каждые пару обработанных метров;
- при выборе раствора для обработки авто, уделяйте внимание возможности состава к разъеданию сахара, соли и прочей органики.
Соблюдая рекомендации, не забывайте также читать инструкции на упаковках специальных растворов – это снизит риск некачественной обработки поверхности к нулю. Помните, важно не только, чем обезжиривать поверхность металла перед покраской, но и как именно эта процедура будет произведена. Щепетильность – залог успеха.