11 мрачных теорий и скрытых элементов в «Энканто»
Новинка студии Disney, яркий экзотический мультфильм «Энканто» порадовал зрителей особо семейной атмосферой и весёлыми музыкальными композициями в колумбийском стиле.
Однако не обошлось и без вопросов — многих фанатов анимации смутило, что мультфильм раскрыл далеко не всё, что в него заложено. Рассказываем, какие пасхалки спрятали создатели «Энканто», какие теории вывели фанаты и что там всё-таки с силами Мирабель.
Само собой, в статье множество спойлеров — так что если вы не смотрели мультфильм, лучше не портить себе удовольствие и сначала насладиться просмотром. Подробности в нашем обзоре, приобщайтесь.
Объяснение концовки
Многих действительно смутил финал картины, где вся семья Мадригаль вернула утраченные силы, но у Мирабель они так и не появились. Или всё-таки появились? Давайте разбираться.
В видении Бруно Мирабель находится перед Каситой, когда она разваливается — но такое предсказание можно интерпретировать по-разному. Дом был разрушен, но семья — нет, поэтому именно главная героиня, устанавливая дверную ручку, вернула родственникам их силы.
Что спрятали создатели мультфильма?
№ 1. Жёлтые бабочки
Колумбийская культура богата на яркие краски — и жёлтые бабочки являются одним из её символов. Они появлялись в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», олицетворяя в нём одиночество и болезненную любовь (к слову, и сам культурный фон в «Энканто» отсылает к этому роману и к гражданским войнам XIX века в Колумбии).
Поэтому неудивительно, что эти создания появились в «Энканто» — в моменте, когда Мирабель чувствует себя отвергнутой и не принятой семьёй, но Абуэла даёт её понять, что любит свою внучку несмотря ни на что. В мультфильме жёлтые бабочки символизируют немного горькую радость. В английском языке есть прекрасное слово «bittersweet» — это вот оно.
№ 2. Одежда героев
Наряды персонажей напрямую отражают их волшебные способности, и заметить такое могут только самые внимательные зрители. Мама Мирабель, Джульета, носит зелёное платье с вышивкой из целебных трав, а её старшие сёстры Исабелла и Луиза — цветы и гантели соответственно.
У Пепы на жёлтом наряде вышиты солнце и капли дождя, на платье Долорес звуковые волны, на пончо Бруно песочные часики, а у Камило хамелеоны. У самой же Мирабель на юбке нашлось место отображению всех членов семейства — их она вышила самостоятельно.
К слову, отец главной героини, Августин, тоже приоделся так, чтобы соответствовать своим трём дочерям — он носит цветок в честь Исабеллы, а на его носках нарисованы гантели и символы, которыми расшито платье Мирабель.
№ 3. Дети пьют кофе
Помните того малыша из песни Мирабель, который напился кофе и стал гиперактивным? Это тоже отсылка — по статистике 50% колумбийцев становятся кофеманами с раннего возраста, и к десяти годам уже употребляют этот напиток наравне со взрослыми.
№ 4. Напряжение пасхалок
Песня Луизы под названием «Surface Pressure» (потрясающая и очень жизненная) содержит в себе не только глубокий смысл, но и множество пасхалок. Например, отсылку на диснеевский мультфильм «Геркулес», в котором главный герой покоряет Цербера. А ещё — Титаник. Помните осликов, которые играют на борту корабля? Они символизируют музыкантов, которые продолжили свою игру даже когда Титаник тонул.
Теории фанатов
№ 1. У Мирабель всё-таки есть сила
В фильме не сказали этого прямо, но многие фанаты предполагают, что у главной героини есть способность, и появилась она не в финале, а в момент получения ею Дара в детском возрасте.
Но способность эта не простая — кажется, Мирабель получила силу поддержания семьи от своей бабушки. Вспомните её цветастый наряд — на нём нашлось место каждому, а песню о семействе поёт именно она, а не другой член семьи. Дар Мирабель — умение поддерживать Каситу в гармонии и порядке.
№ 2. Двери предсказывают смерть героев
Вряд ли эта теория может быть рабочей, однако фанаты обратили внимание на странное совпадение. Когда Антонио получает свой дар, дверь его комнаты трансформируется, и на ней появляется его детское изображение. Можно было бы предположить, что рисунки на дверях «растут» вместе с их обладателями, но в доме висят фотографии, где молодые герои изображены уже рядом со «взрослыми» дверями.
И от этого становится жутко — некоторые зрители предполагают, что таким образом Касита даёт своим обитателям понять, в каком возрасте они… умрут. Да-да, это значит, что лишь Абуэле повезёт дожить до старости, все остальные погибнут в молодом и взрослом возрасте, а бедному Антонио не повезёт дожить даже до подростковых лет.
Но вся эта теория в пух и прах разбивается тем, что мы узнали от Бруно — а именно о том, что любые видения можно трактовать по-разному, а будущее, даже если оно предсказано, можно изменить. Это значит, что даже такая могущественная сущность, как дом семейства Мадригаль, не может предсказать смерть своих обитателей.
№ 3. В продолжении город окажется под угрозой
Эта теория прямо вытекает из предыдущей — ведь, как мы узнали из истории Абуэлы, горы вокруг городка Энканто выросли на том месте, где дедушка Педро пожертвовал собой. А в конце мультфильма горы раскололись, и на том месте появилась трещина.
Вполне возможно, что во второй части «Энканто» переживёт нападение, но вряд ли студия Disney решится на действительно жестокий сюжет. Так что за полюбившихся героев можно не переживать — да и о сиквеле никаких намёков и слухов пока не было.
№ 4. Касита — это Педро
Муж Абуэлы, Педро, погиб после того, как был вынужден вывезти свою семью из дома в Колумбии. Его портрет висит на лестничной клетке Каситы, «живого» дома семейства Мадригаль. А что, если душа Педро поселилась в этом здании и оберегает свою супругу и потомков?
К тому же, даже когда дом рушится, он использует всё, что осталось от его магии, чтобы защитить всех членов семьи: смягчить падение Камило и Исабеллы, когда их способности отказывают, ослабить стену, чтобы Бруно мог легко прорваться через неё и сбежать, и использует куски стен, чтобы прикрыть Мирабель и защитить её от обломков. Это похоже на то, как сам Педро пожертвовал собой, чтобы дать своей семье и другим жителям деревни шанс сбежать. Более того, его характер в воспоминаниях Абуэлы очень похож на то, как ведёт себя дом.
№ 5. Дар Пепы такой сумбурный из-за бабушки
Наблюдая за другими волшебными членами семьи (кроме Мирабель и Бруно, само собой), можно заметить, что все они очень хорошо владеют своим даром. И только способность Пепы зависит от её настроения. Фанаты предположили, что это случилось из-за токсичного влияния Абуэлы. Ведь посыл мультфильма состоит в том, чтобы не слишком давить на родных — и на примере Пепы создатели хотели показать, каким разрушительным может быть такое влияние.
Приверженцы этой теории предположили, что, не дави Абуэла на Пепу, её дар был бы куда более контролируемым (но в этом случае у нас не было бы такой яркой песни, как «Не упоминай Бруно»).
№ 6. Отсутствие способности у Мирабель было задумано как напоминание Абуэле
Эта теория куда ближе к возможной правде, чем все остальные. Изначально Свеча, которая появилась на месте гибели Педро, символизировала самопожертвование, отказ от собственных надежд и будущего ради улучшения судьбы своей семьи. Но Абуэла использовала способности своих наследников для помощи всей деревне, буквально эксплуатируя несчастных Луизу, Исабеллу и других.
Мирабель, будучи бездарной (буквально), должна была напомнить Абуэле, что благословение Свечи принадлежало им просто потому, что они были семьёй. Однако Альма не прислушалась к посланию Каситы и продолжила эксплуатировать свою родню, за что в конечном итоге и поплатилась.
№ 7. Абуэла сразу заметила сходство Мариано с Педро
Мариано Гусман — неудавшийся жених сестры Мирабель, Исабеллы. И, как зрители узнают в течение сюжета, девушка вовсе не желает выходить замуж, а Мариано ей даже не нравится (зато нравится кое-кому другому). И Абуэла, замечая его внешнее сходство со своим покойным мужем, навязала его в женихи своей внучке, не особенно задумываясь о её чувствах.
А вы поняли концовку «Энканто» и заметили все скрытые подсказки, которые оставили создатели? Надеемся, что после нашей статьи вам захотелось снова посмотреть мультфильм.
Чтобы не пропускать лучшие материалы об анимации, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.
22 самых странных советских мультфильма
Решил немного отойти от темы сериалов и вспомнить шедевральные советские мультфильмы. Они странные, но при этом очень затягивающие. Ссылки на все мультфильмы (ведущие на ютуб) привожу в конце статьи.
Некоторые мультфильмы я видел в детстве, некоторые были для меня откровением.
Контакт
Ранее школьное детство. Утром идёт программа «Доброе утро», в которой раз в полчаса или час показывают мультфильмы для детей. Смотришь и бегом в школу. Примерно раз в 2 недели там крутили мультфильм «Контакт». На 20-й просмотр за год любой мультфильм травмирует, а «Контакт» особенно… Музыка оттуда въедается под кожу.
Мультфильм сам по себе неплохой — показана встреча инопланетного разума с человеком и способность найти общий язык. Режиссёр — Владимир Тарасов.
кадр из мультфильма Контакт
Контракт
Нельзя тут же не вспомнить и другой мультфильм 1985-го года от того же автора, который чуть реже мелькал на экране. Мультик создан по рассказу американского фантаста Роберта Силверберга «Company Store. «
Мультфильм рассказывает про колониста, который познакомился на планете с роботом. Оба нарушают условия контракта с фирмой, которая их туда отправила…
В синем море, в белой пене
В 1984 году студия «Арменфильм» выпустила этот чудо-проект. Вы можете сюжет не запомнить, но песня оттуда и кадры впечатываются на подкорку…
В синем море, в белой пене
Внук и дед открывают кувшин, из которого выскакивает морской царь. Он забирает мальчика в своё царство!
Оставайся мальчик с нами! Будешь нашим королёёём….
Легендарную вокальную партию дочери царя исполнила Анаит Каначян!
Фру-89
«Что имел ввиду автор?»
Пояснение по мультфильму даётся в первые секунды. Дальше — думайте сами…
Эти и другие вопросы будут вас беспокоить во время просмотра и после него.
Перевал
Я большой поклонник творчества Кира Булычёва. Читал его многие произведения. Очень жалею, что экранизируют его мало… «Перевал» — это лучшее произведение! Одна из самых ярких повестей российской и мировой фантастики. Если не читали — искренне рекомендую.
НО анимационная версия — это провал. Закидайте меня тухлыми помидорами, но то, что сотворил Владимир Тарасов иначе как жестоким арт-хаусом и назвать сложно. Жестоким, потому что действует на психику…
Конфликт
Бюджет у этого мультфильма маленький, но фантазия автора была безграничной. В главной роли были самые обычные спички. Мультик был явно антивоенной направленности и показывал все последствия войны.
По сюжету зеленые и синие спички не могут поделить границу. В результате вспыхивает конфликт.
Спойлер: все спички во время съёмок пострадали…
Халиф-аист
Помните этот страшный мультфильм… Я бы его не показывал детям, ибо там присутствуют странные и неприятные персонажи. Приснятся ещё потом.
В мультфильме 1981-го года Халиф получает в руки волшебный порошок, который может превращать людей в животных и обратно с помощью волшебного слова «Мутабор». Но если человек в образе животного засмеётся, то он забывает это слово и не может превратиться обратно.
кадр из Халиф-Аист
Крылья, ноги и хвосты
Легендарный мультфильм длиной меньше 4-х минут про страуса и грифа. Оказывается (в детстве я это не знал), изначально «шедевр» не понравился директору студии «Экран» и мультфильм не пропустили в эфир. Мультик был без слов. Через какое-то время про «Крылья, ноги и хвосты» вспомнили, добавили слов и показали зрителем.
Крылья, ноги и хвосты
Надо ли говорить, что мульт разошёлся на цитаты и приобрёл настоящих поклонников. На ТВ в 90-е тоже завелся какой-то фанат, который ставил этот мультфильм регулярно…
Крылья, ноги и хвосты
Рассеянный Джованни
Ещё более короткий, но не менее крышесносящий мультфильм. В нём показан какой-то альтернативный мир, где все люди выглядят как Франкенштейны.
Мальчик идёт гулять, а потом его возвращают маме по частям. Вот и весь мультфильм. Есть объяснение, что это творение сделано в жанре абстракционизма.
Это один из мультфильмом первого выпуска популярного цикла «Весёлая карусель».
32 декабря
Вышел в 1988-ом году. Я его не видел в детстве.
кадр из мультфильма «32 декабря»
Мюзикл про семейную пару, которая ссорится и мирится благодаря Деду Морозу.
Большой Тылль
Эстония в 1980 умудрилась родить одну из самых пугающих анимаций в истории. Примитивизм во всей красе. «Большой Тылль» рассказывает про борьбу мифологического героя с захватчиками.
Там настолько странная рисовка, что думал оставить 1 кадр… И достаточно
Мультик быстро прикрыли в СССР. Хотя эксперты говорят, что он просоветский. Ну и ладно — сберегли психику детям целого поколения.
Но нет — держите ещё один…
Потец
4 февраля 1993-го произошло непоправимое — на самом главном 1 канале Останкино в 16.15 состоялась премьера мультфильма «Потец». И горе тем детишкам, которые попали на этот сеанс…
Создатели мультика утверждали, что они его снимали для взрослых и не предполагали, что его посмотрят дети… Ага-ага.
Потом этот мультфильм о смерти снился в кошмарах тысячам детей по всей стране…
лучше не смотрите, если психика вам дорога
После просмотра мультфильма «Потец» можете считать, что вы видели ВСЁ! Но, продолжим…
Шкатулка с секретом
Музыкальная фантазия по мотивам сказки Одоевского «Городок в Табакерке». В мультфильме 1976-го года мальчик видит шкатулку, которая сломалась. Папа предлагает пацану разгадать секрет шкатулки и уходит. Мальчик попадает внутрь и начинается фантасмагория.
Это ж надо было такое нарисовать…
Мультфильм очень яркий и динамичный. Смотрел с удовольствием и раньше и сейчас. Он даже не странный, а скорее бесшабашный.
Самый забавный герой в шкатулке
Банкет
Давайте всё-таки повысим градус странности. Мультфильм «Банкет» необычен тем, что зрителю показывают застолье с невидимыми гостями. Бокалы летают в воздухе, еда пропадает. Мы слышим тосты, в ускоренном виде наблюдаем как люди напиваются.
Кадр из мультфильма «Банкет»
Очень полезный мультфильм, который рекомендую всем взрослым. Наводит на мысли. Я поэтому сильно недолюбливаю типичные русские застолья… Ибо они почти все заканчиваются стыдными эпизодами. Банкет закончился и вовсе кроваво.
Озвучено ещё очень круто. Много знакомых цитат
Ух ты, говорящая рыба!
Старик ловит говорящую рыбку и отпускает её. А потом встречает Доброго Эха, который делает старику невероятное предложение с подвохом.
Ух ты, говорящая рыба!
Этот мультфильм очень часто показывали в 90-е. Смотрел всегда с удовольствием. Вариация сказки о Золотой рыбке. Только сказка Пушкина скучная и правильная, а вот вариант от «Арменфильма» более юморной и запоминающийся.
Кадр из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!»
Кто расскажет небылицу?
Царь со скуки устраивает конкурс. Если человек рассказывает небылицу и царь говорит «верю», то имущество рассказчика переходит к нему. Если же царь скажет «не верю!», то рассказчик получит полцарства…
Панки, хой! (на самом деле это такое хитрое изображение коровы)
Сценарист этого мультфильма смог вволю проявить фантазию, но здесь фантазия логично вписывается в сюжет — небылицы же смотрим…
Рыба в гнезде из спасательного круга на грушево-яблочной виноградной лозе.
Мультик по армянской сказке «Лжец». Шикарный, я считаю.
Медвежуть
Что снится щенку, мы уже узнали из прошлой статьи. Давайте вспомним то, что снится медведю, благодаря мультфильму «Медвежуть».
Первый сон медведя про бобров, нашедших бомбу
А этот мультфильм наоборот мне после первой истории показался каким-то шизоидным. Добивала примитивная рисовка. Но второй сон медведя оказался забавным, а вот третий шикарным (из-за него только можно мультик рекомендовать). Действительно, Медвежуть какая-то…
Третий сон о жадности…
Отдохнули на простеньких мультфильмах? Возвращаемся к «трешу».
Его жена курица
Мультфильм студии «Пилот» 1990-го сделан в лучших советских традициях: странные персонажи, непонятная, но оригинальная рисовка, не самый очевидный сюжет. Это мультик о семейной жизни и о том, что некоторые вещи лучше не знать.
Действующие лица. Обратите внимание на гусеницу наверху…
В одной квартире живет немолодой мужчина, какая-то гусеница со взрослым лицом и жена-курица. Зрителю показывают размеренную жизнь этого семейства. Но однажды в их квартире появляется незнакомец… В мультфильме много скрытого подтекста — в Интернете можно найти анализ и смысл этого произведения. Прочитал — проникся…
Кадр из «Его жена курица»
Большой секрет для маленькой компании
Собака, лошадь и кошка находят подзорную трубу, в которую они могут увидеть свой большой секрет. В итоге они понимают, что главное — это дружба.
Привет, знаменитая кукольная анимация.
Именно там звучит песня: «Собака бывает кусачей». В детстве очень въедалась под кожу эта песня…
Создателям сказали убрать все 5 песен Никитина из мультфильма и добавить закадровый голос, так как мультфильм получился слишком странный. В итоге осталось 4 песни, текст появился, но часть мультфильма всё равно вырезали.
Будет ласковый дождь
В недалёком будущем робот ведёт будничную жизнь в доме одной семьи: он накрывает на стол, приглашает молиться и т.д. Проблема в том, что вся семья уже погибла после какой-то катастрофы. Маленькая случайность приводит к ещё большему апокалипсису.
Мультфильм сняла компания Узбекфильм по мотивам рассказа Рэя Бредбери. Самое пугающее, что события этого мультфильма происходят 31го декабря в 2026-ом году. Если год назад я бы в такое не поверил, то после 2020-го кажется, что возможно всё… Если вы посмотрите в первый раз, то вас наверняка заинтересует стихотворение из финальных титров, поэтому вставлю его текст здесь.
Девочка и дельфин
Мне понравилось описание нашего читателя, поэтому вставлю его здесь:
Была ещё «девочка и дельфин». Мы такие мульты называли «моргающими». Их делали только художники, а аниматоров забыли позвать.
Когда всё расплывается, там не до сюжета. Одни fadein и fadeout эффекты)) До сих пор не знаю, о чём этот мульт)
Анимация такая, что смотреть местами неприятно
Это единственный мультфильм в этой подборке, который получает от меня неуд за рисовку. Выглядит как любительская анимация. И это 1979-й год — в это время уже вышли, например, 12 первых выпусков «Ну, погоди!».
От дождя до дождя
Если вам не хватило странных мультфильмов, то вспомните про этот. По мотивам корейской сказки «Тысяченожка и червяк». Поразительная оригинальность в выборе героев у корейцев. Это история любви двух насекомых.
Червяк смотрит снизу на тысяченожку… Мультик явно на взрослую аудиторию
Мультик показался странным с точки зрения подачи и героев. Хотя в целом понятно о чём он.
Встреча двух судеб
Ссылки на просмотр мультфильмов
Сами мультики доступны по ссылкам (для самых отважных):
Всем только отличных воспоминаний!)
22 самых странных советских мультфильма: 53 комментария
Когда читала, думала, что видела не всё, а начала пересматривать — знакомые мультфильмы.
Хотя вопрос, а мультфильмы ли это? И на кого рассчитаны часть лент?
Но вот мультики от Армянской студии — любовь с первого кадра и на всю жизнь: «Заяц бежал-бежал и не перебежал»…
А близнец Девочки и дельфина, мультфильм Мальчик и девочка? Про непростые отношения полов. Девочка построила замок — — мальчик разрушил. Девочка надула игрушку —
— мальчик отобрал… И во взрослой жизни героине нет покоя…
Достоин пересмотра и мульт «Мирс Пирс» для всех поклонников чемоданов и угнетения. Правда, он уже не из Советов, а из 2009 года
А я вспомнила чешский фильм «Полено». О том, как женщина мечтала о ребёнке и завела себе в этой роли полено. Оно росло и всех по очереди ело… жуть(
Ну как можно мультфильм 2000-го относить к советским?! «Петец» 1993-го и прочие в том же стиле и духе — это уже, считайте не советские мультфильмы, а уродливое порождение чуждой нам идеологии, умышленно подрывающей здравую психику людей и тем более детей и конечно же развалившей наше государство. И, кстати, по сей день всем советую быть бдительными: следите, что смотрят Ваши дети, например, по интернету, заботьтесь об их психическом здоровье (я уж не говорю об их моральном воспитании).
Не согласна насчет «Девочки и дельфина». По-моему, он какую-то международную премию получил. И вот эта акварельная размытость как раз и придает мультику настроение.
Я вообще не понимаю: неужели автор действительно не ощущает особое настроение, созданное именно этой замечательной стилистикой, музыкой, особой атмосферой. Что значит, о чëм мультик?! Бред какой-то…
Да ты просто смотри не математически и не бухгалтерски, а душой: впитывай, слушай музыку, смотри в глубокие, выразительные глаза девочки… и, может быть, всё поймëшь, точнее почувствуешь еë настроение, их дружбу с дельфином, услышишь шум моря (это я автору) …
Вообще не понимаю, что с людьми сейчас творится… Отформатировались души, оцифровались…
Нет вот, все мультфильмы должны делаться под одну копирку, сейчас — по голливудскому штампу, да?!… Наоборот — прекрасно, что советские мультфильмы были ТАКИМИ РАЗНООБРАЗНЫМИ! Сколько стилей, разнообразия, а ещё далдонят нам, что мы были, якобы, КАК ВСЕ! Да это сейчас все стали, КАК ВСЕ!
А сколько юмора в армянских мультфильмах, которые автор почему-то «рассыпал» по всей статье… А «Халиф-аист»- что значит, странный?? Это вообще — шедевр, очень мудрый, поучительный мультфильм, снятый по сказке Гауфа! » Шкатулка с секретом»- снят по мотивам «Городок в табакерке».
Просто советские режиссëры были очень высокообразованными, начитанными людьми (не в пример нынешним) и, снимали мультфильмы именно с целью образования, расширения кругозора детей и молодëжи (разумеется, в положительном смысле), приобщения к высокой культуре.
И не надо замешивать здесь в одну кучу мультфильмы поистине талантливые с мерзкоразлагающими постсоветскими («Потец», «Его жена курица» и др. снятые уже под влиянием разлагающей идеологии, свалившейся на нас извне, не будем вдаваться в политику..)
Среди утренних мультиков помню только «Крылья, ноги и хвосты», армянские и «Контакт». Помню, что последний меня бесил невероятно. Я тогда всё не могла понять, как ЭТО могли называть мультиком, а вот мама его любила.
Остальные мультфильмы смотрела уже в других местах и другом возрасте, вернее часть остальных. Некоторые для меня открытие — надо посмотреть)))) Особенно, меня «Потец» заинтриговал.
Но среди утренних мультфильмов бьёт по воспоминаниям рекорд мультяшный клип.))) Его почему-то очень часто крутили по утрам, хотя песня-то и сама картинка были далеко за 18+: хелп ми, доктор Дик. (Думаю, кто знает английский, сразу переведёт верно имя чудо-врача).
«Контакт» очень сильно мне понравился. Особенно мелодия…спустя много лет я узнал, что это Морриконе
Это Нино Рота, не Морриконе.
Советские мультфильмы, были нами приняты как акт катарсиса добиблейского переживания и сопереживания, через рисунки, кукол и музыку.
Параллельно с нами, наши родители то же самое испытывали от военных и социальных художественных фильмов. Но не было ни нервных срывов у детей, ни у взрослых на этой почве. Ни обращений к врачам всех Союзных республик после очередной премьеры мультфильма и х.ф.
Ни открытия счёта новым диагнозам на латыни, с возмущением минздрава СССР, связанных с таковым жанром творчества. Который был в ту пору: на порядок сюрреалистичней, талантливее, авангардней, изобретательней и психологичнее. Ни убийств и самоубийств тем более, с предсмертными записками, обвиняющими тот или иной мультфильм или фильм. Будучи скорее для нас, жанром новаторского искусства и сублимацией нашего коллективного подсознания в многонациональном этносе страны, на уровне Босха и Сальвадора Дали. Где каждый новый и старый шедевр, мог без ёрничества, воспитать сироту ребёнка и подростка личностью, даже без родителей. Многим забинтовать сердечные раны,
в десятилетней потере сыновей и дочерей в Афганистане. Вызвав у ребёнка и взрослого святые слёзы таким мультфильмом СССР, из серии «для взрослых», как к примеру «Банкет»1986 год. Фильм построен на конкретных предметах застолья, где главными героями являются люди-невидимки. Самый сакральный момент, когда один из невидимых гостей, погибает калечась в пьяной драке . На полу, под занавес действа, лежит укором затоптанной телеграмма от мамы виновника торжества. И голос старушки матери за кадром, это голос матерей прошлых и вечных жизней.
Диплом МКФ мультипликационных фильмов в Анси, Франция 1987 год.
Он такой же «для взрослых», как всё было в мультипликации относительно и общее, в СССР. Лично я его увидел в 12 лет в 1986-ом, когда ТВ вещало до 00 часов, и было три или четыре ТВ программы на все 15 Союзных республик.
Если диктор примерно говорил до 00 часов: — «А теперь, к голубым экранам приглашаются взрослые, для просмотра мультфильмов для взрослых», То это ещё ничего тогда абсолютно не значило. Кухонная радиоточка по стране тоже работала до 00 часов, но это не значило, что все дети одной шестой части земли, по щелчку засыпали и по армейски говоря: «принимали упор лёжа». Вряд ли во Франции в городе Анси, висел плакат на входе кинотеатра во время международного фестиваля мультфильмов в 1987-ом: «Детям до 16-и вход воспрещён!»
Мультипликаторы той эпохи, обладали врождённым внутренним цензом, чувством такта и меры.
такое ощущение что эти мультики были созданы любителями психоделиков (лсд,гибы) иначе как объяснить образы героев, цветные яркие краски, много глаз, калейдоскопы и тд….
Я как раз из того поколения советских детей, которое выросло на этих мультиках, и потому официально заявляю, что ни в каких кошмарах эти мультики нам не снились. Прекрасные мультики, мы их очень любили, и от души под них угорали.
Только что «Фру» и «Потец» я посмотрел уже будучи взрослым, но если бы я посмотрел эти мультики ребёнком — не думаю, что моя психика бы сломалась. Как раз наоборот — моё и так безмерно богатое воображение ещё больше бы обогатилось:)
Про Джовани это сказка Джанни Родари…
Музыка из Контакта это классика уже.
Фильм — Крёстный отец
А вообще согласен, ругали американские мультфильмы -тупые и страшные, а в СССР некоторые ещё хуже были…
Расскажи-ка нам, отец, что такое есть потец… Это мощно было, особенно под спирт рояль.
Я хотел про Ёжика в тумане написать, но по сравнению с представленным, добрый мульт.
А эти явно под волшебным порошком сняты.
У Сергея Козлова ( автора «ёжика») все сказки такие. Как у Андерсена — жутко грустно, только не хочется повесить автора…
Обожала и обожаю «Ёжик в тумане». Фантастическая гармония музыки, картинки и идеи. Очень нравились «В синем море…» и вообще все мультфильмы Роберта Саакянца. «Крылья, ноги, хвосты» разобраны на цитаты. «Конфликт» +++. Согласна, что «Перевал» снят странно. Книгу люблю, а мультфильм не смогла досмотреть. Некоторые мультики не помню. Но никаких кошмаров не снилось. Наооборот, такие фильмы развивали нестандартность мышления.
А вообще в СССР мультфильмы снимались четко для возрастных категорий. И не надо трехлеткам показывать «32 декабря», а подросткам смотреть «Козленок, который умел считать до десяти».
Автор, я тоже боялась мультфильма «Контакт», а еще «Девочка и дельфин». Остальную психоделику тоже обычно переключала, кроме шедевров «Армянфильма»)) «Потец» посмотрела недавно, ну, как посмотрела — одну минуту выдержала. Страшно, аж жуть!
Еще был мультик, как грустный крокодил превратился в опавший лист… Если я не путаю. Печальный такой.
Молодцы, армяне! Я себе все скачал, раз в месяц пересматриваю. По-моему, ещё достойна упоминания «ишь ты, масленица!»
Кто-нибудь может вспомнить такой мультфильм, вроде там был персонаж «Дурак 16-ый», могу ошибаться но такой лысый, с длинным носом и большими ушами. Мульт пластилиновый, шел около часа, точно не знаю наш или переведенный. Показывали по ТВ примерно в 1975-77гг, разово, больше не видел.
Спасибо! Контакт — постоянно крутили утром перед школой. Тогда почему-то часто одно и тоже показывали в то же самое время. Тогда эта музыка и сам мультфильм казались мне невероятно унылыми, и сидели у меня в печенках. Но приходилось терпеть, т.к. другого в это время не было.
Немного не в тему. В 1977 году по телеку показали мультфильм «Ученик чародея (Крабат). Режиссер и сценарист — Карел Земан. Производство ЧССР. Реально страшненький мультфильм.
Кстати, Карел Земан создатель таких кино/мульти шедевров как «Тайна острова БЭК-КАП» , «Путешествия в доисторические времена» и др.
Я в те годы, примерно в 1992, видела мультфильм: генерал в одежде времён начала 19 века зашёл в кабак, потом оттуда вино вылилось и залило всех, этот генерал поссорился с драконом, тот его спалил пламенем, осталась кость, потом пошёл снег, засыпал, осталась горка, потом алкаш прошел и конец мультфильма. Возможно, я что-то напутала или не так поняла. Я бы пересмотрела, но никто не помнит или не понимает о каком мультфильме я говорю. Тоже на первом или втором канале России был в сразу постсоветское время, ориентировочно: с 1991 по 1993.
Мультфильм по сказке О. Туманяна «В синем море, в белой пене» — один из моих любимых. Интересный динамичный сюжет, песня дочери царя, много всяких диковинных рыбок, сундуков и т. д. легко и логично укладываются в 7 минут времени и смотрятся на одном дыхании. Из этой же серии хотелось бы отметить мультфильмы «Ух ты, говорящая рыба!», «Три синих-синих озера малинового цвета», «Кто расскажет небылицу?» и «Ишь ты, Масленица!». Как говорится, ДЕЛАЙ ДОБРО И БРОСАЙ ЕГО В ВОДУ!)
Замечательные добрые сказки моего детства …
«Крабат- ученик колдуна» (1978, Чехословакии, Германия) . Это, конечно, не советского производства мультфильм, но его показывали и у нас и вот он, в отличие от представленных автором…. реально мог напугать, хотя в книжном варианте, часто перечитывала это произведение.» Рассеянный Джованни», всё армянские мультики, «Крылья, ноги и хвосты», «Халиф-Аист» смотрела много раз и никакого ужаса не было. Остальные надо посмотреть, но скорее всего видела, просто не помню их.
Ещё были мульты «Его жена курица» (вообще хрен поймёшь, про что), «Провинциальная школа» (герои и их создатель, похоже, те же, что у у ФРУ). Творчество армянских мультипликаторов вполне себе достойное, а фразы героев стали крылатыми (как у шедевров Союзмультфильма). Помню мультики по мотивам чукотских народных сказок («Бескрылый гусёнок» и ещё что-то) — тоже своеобразные и не всем понятные. Для любителей современной необычной отечественной анимации рекомендую якутскую, особенно на языке оригинала ( почти всё понятно без перевода). Создателям их произведения обходятся чуть ли не по цене подержанных Жигулей, а у критиков всегда вызывают интерес. Якуты снимают много (в т.ч. х/ф), а продукция постоянно появляется на кинофестивалях и в Интернете.
Разменяла 5-ый десяток,и о некоторых мультфильмах узнала только благодаря автору,так что явно в кошмарных снах они ко мне не являлись,зато сейчас это вакантное место заняли Губка Боб ,Симпсоны,Лунтик с Вупсинями и Пупсинями и прочая нечисть с современных экранов.А «Халиф-аист» мне реально нравился,и» В синем море…»-просто чудо,а» Конфликт» вообще мультфильм для взрослых и требует просто осмысления.И ,кстати ,в смысле обезображивания человеческой плоти Пикассо превзошёл всю вышеперечисленную анимацию,однако его картины висят в известнейших галереях мира.
Интересно получается. Я тут вспомнил, что мои родители очень остро реагировали когда мы с сестрой смотрели диснеевские мультики вместо советских. То есть они наверное боялись, что мы смотрим мультфильмы идеалогического врага и сразу же станем врагами народа… Дело в том, что тогда я не мог объяснить почему между убого нарисованными, некраисывыми, непонятными и скучными советскими мультиками и яркими, красивыми, насыщенными действиями и харизматичным персонажами американскими мультиками, мы с сестрой выбирали американские. Конечно, не спешите на меня накидываться, что я покусился на святое (советские мультфильмы), но не все мультики в СССР были убогие, например «Аленький Цветочек» или «Сказка о царе Солтане» — шедевры мультипликации, но подавляющее большинство было убожеством с отвратительной мрачной цветовой гаммой и кукольной анимацией.
Мне всегда очень нравилась музыка из «Крёстного отца». Впервые я её услышал лет в 8. Поэтому «Контакт» смотрел больше ушами. Там мелодия в аранжировке Поля Мориа. Что касается армянских мультиков — и «В синем море, в белой пене», и «Ух ты, масленица», и других — всегда ждал их появления на экране, как, кстати, и фильмов студии Татарского, «Крылья, ноги и хвосты» — один из самых любимых. …Вы зайца не видели… (кто не знает, это из другого его же фильма).
«Большой Тылль» это потрясающая работа. Мультфильм не назовёшь детским, да – но ведь не все мультфильмы снимались для детей.
Условности и минимализм звуковой дорожки и анимации обусловлены тем, что это по сути древний эпос, ну и такой материал требовал брутальной протостилистики, по-моему лучше и не реализуешь.
М/ф «Контакт» — музыка обалденная. Нино Рота, кажется, получил премию «Оскар»,и «Золотой глобус» за музыку к фильму «Крестный отец» (1-й и 2-й). Песню «Говори тише…» я первый раз услышал в исполнении Джанни Моранди — впечатлило, грандиозная вещь !! А мульты к/с «Арменфильм» Роберта Саакянца были угарные)). Не так давно узнал, что этот режиссер умер в 2009 году, не дожив до 60 лет((
Все мультфильмы совершенные шедевры. Не всегда мультики — детское кино. Иногда взрослым легче воспринимать инфу через краткое, лаконичное повествование мультипликации, чем через конференции или доклады) Мой любимы из списка — в синем море в белой пене… Исключительно восхитительный сюр
Меня очень мультик контакт в детстве напрягал.
А ещё не помню название был такой кукольный мультик, там сначала короли удали веточку которая всё в золото превращала, ну ему веточка оказалось маленькая, он окунул руки а этот волшебный раствор.
Стал всё превращает в золото руками
И в итоге дотронулся до своего лица и сам стал золотой статуей.
Вот это реально страшный мультик.
А как же «Колобок, колобок» (1988) или «Синяя птица» (1970) тогда уж :)? Как же «Ух ты, говорящая рыба» того же Саакянца? Волшебник Э-эх может побороться за титул самого крипового советского мультипликационного персонажа, а вы его несправедливо забыли, отдав предпочтение милой и нормальной, в общем-то, русалке.
Да много было советских мультиков, рядом с которыми «В синем море, в белой пене», «Халиф-аист» и «Крылья, ноги и хвосты» даже рядом не стояли по степени психоделичности, странности или жути.
Опять же не стоит, мне кажется, мешать в один ряд мультфильмы для взрослой и для детской аудитории. «Перевал», «ФРУ-89» разве крутили в детских передачах и в детское время? На «взрослых» мультфильмах советская анимация, понятное дело, отрывалась, скатываясь в абстракционизм, новаторство и психодел, особенно, после перестройки, но эти работы и не предназначались для показа детям.
Забыли «Чудовище». Там тётю Машу озвучивала Федосеева-Шукшина. Лично для меня нормальный мультик. Показывали всегда утром, когда сына в садик собирали. Сейчас ему за 30. Решил, говорит, найти тот мультик, который по утрам показывали….И ужаснулся
Потец просто лютейший мульт, как его на ТВ показали вообще?
Очень странный, стремный, интересный и необычный. Не видел такой, неожиданно
Не поленилась, посмотрела сейчас «Потец». Была настолько под впечатлением, что написала рецензию на «Кинопоиске».
Если Вы не против. приведу ее ниже:
«Я специализируюсь на интересных, необычных, религиозных и философских фильмах. Иногда страшных и шокирующих. А по основной специальности я -врач. Реаниматолог. Но по роду своей профессии знаю и смежные специальности, в том числе и психиатрию. В этом мультфильме показательно абсолютно все, потому что он в полной мере раскрывает область исследования так называемой большой психиатрии, внутренний мир пациентов, страдающих шизофренией. Очень паралогичный, мрачный и причудливый, временами лишенный очевидного смысла символизм, типичный новояз, одному автору понятные метаформы, некий обрывочный птичий язык, словесная окрошка-этот мультфильм я бы очень рекомендовала для просмотра студентам 4 курса мединститута. Остальным-не тратьте свое время. Мир Кандинского-Клерамбо-это очень специфическая сфера, интересная, прежде всего, профессионалам. 0 из 10.»
Аиста и Крылья-ноги, армянские мульты, Контакт — обожала.
Контакт обычно рано утром показывать любили, собираешься в школу и балдеешь от музыки.
Песня армянской русалки — тоже чудо.
остальные мульты не видела и слава богу.
часть из них вообще говно пере- и послеперестроечное, чтоб нагнать на людей побольше отчаянья и мрака.
Остановлюсь на трёх: Контакт в принципе нормальный мульт, только где смотреть его лет в 13-14, когда фантастика становится главным книгожанром. В синем море… один из моих любимых и нет там никаких ужасов, юмор и нормальный сказочный сюжет. Да и продолжения про масленицу, про сказку не верю симпатичны и вполне смотрибельны даже сейчас. Крылья…не трогать! Неповторимая интонация Александра Филиппенко, чудная прорисовка, стильный сюжет, фразы, ушедшие в народ уровня Крылова(баснописец который). Ну, кто ставит мой коммент на игнор?
Очень жаль, что в моем детстве , которое пришлось на конец 80, были такие произведения типа «Потец». Сейчас я даже не рассказываю своим детям об этих творениях не то, чтобы показать, ибо жалко их психику. Попал на этот высер как раз когда ждал Эмиля из Леннеберге.
Пусть дети лучше смотрят того же Эмиля или «Выше радуги». Хорошие , добрые фильмы
Был запрещённый в СССР пластилиновый мультфильм для взрослых про бокс из той же серии, что «Пластилиновая ворона», как назывался, не помню, но боксёры были изображены очень натуралистично, и в финале один из них убил другого, пробив голову чем-то вроде монтировки. Не путать с мультфильмом «Брэк». Может, кто подскажет название?
«Контакт», «Рассеянный Джовании», «В синем море, в белой пене», «Калиф-аист» прекрасные мультики, с остальным соглашусь. Хотя «Хвосты» мы со взрослыми детьми до сих пор цитируем. А остальные сама не смотрела и дети тоже. Зато потом появились «Симпсоны», их я обожаю и дети мои тоже, но как нарисованы… Любой из вышеперечисленных мультиков нервно курит в сторонке!
«В синем море» и «Калиф-аист» — нормальные мульты. «Конфликт» — ну, ЭТО ЖЕ ГАРРИ БАРДИН! Даже его «Волк и Красная Шапочка» — хммм… не для маленьких. А я помню с раннего детства его мультик «Брак»(там верёвочки, а не спички») Боже, как тогда страшно показалось. А «Контакт» — скорее загадочно. Всё хотелось понять: что это за меняющаяся пёстрая бабочка, насвистывающая красивую мелодию*
Я как раз из «советского детства». Мое мнение о этих мультиках.
Контакт — показался прикольным, но не более того
Контракт — в детстве прошел мимо меня. Смотрел уже во взрослом возрасте. Ниачом.
В синем море, в белой пене — отличный мульт. В школе ржали над ним.
Фру-89 — не смотрел и не собираюсь
Перевал — обгадили отличную повесть Булычева «Посёлок».
Конфликт — советский артхаус. По зевал и выключил.
Халиф-аист — запомнился, ибо в детстве читал сказку. Но снят отвратительно.
Крылья, ноги и хвосты — просто короткий анекдот, вошедший в цитаты.
Рассеянный Джованни — бред сивой кобылы. По моему фрагмент из сборника «Веселая карусель»
32 декабря — не смотрел. В 1988 году были уже другие интересы, кроме мультиков.
Большой Тылль — не понравилось. Артхаус.
Потец — не смотрел. Но это уже не советский мульт, а 1993 год, а там какого только говна не снимали.
«В синем море, в белой пене» — отличный мульт с прекрасным чувством юмора, как и «Крылья, ноги и хвосты». «Калиф — аист» — одна из любимых сказок детства, которые я сначала прочла, а потом уже увидела мультфильм, так что содержание было хорошо знакомо. «Фрустрацию» увидела относительно недавно, уже после получения второго высшего психологического образования. Долго смеялась.
Это только подтверждает, что в «тоталитарном»СССР, как ни странно, возможностей самовыражения в кинематографе и мультипликации было больше, чем в «свободных» США, где всё «оккупировал» совершенно однотипный «диснеевско- пиксаровский» стиль, давно превратившийся в «жвачку для глаз» !
Меня в детстве напугали другие два мультика. Первый («Гора динозавров») я посмотрела лет в 7. Со мной истерика была! В том-то возрасте, не удивительно. С детьми не смотрите: им ещё рановато вкушать вкус отчаяния и безысходности перед лицом неизбежной смерти, без возможности выбраться и взглянуть на мир. А второй мультфильм, («Полигон») я смотрела уже почти взрослой. Вот, вроде и мораль правильная в нём, и всё верно, антивоенщина… А всё равно осадок неприятный я потом долго ощущала после просмотра.
есть такой украинский фильм — «Колыбельная» , по украински «Колискова» вроде бы , но не точно…с внуками смотрели с удовольствием…
а Гора динозавров — это не для детей, а для родителей….
Медвежонок Римцимци (1966) советский кукольн мультфильм — вот это действительно странное творение. Главными героями этого опуса являются : имбецил папа — медведь, его недоношенный затупок медвежонок и лоботомированный ( если присмотреться шов от операции виден очень четко) щенок. Сколько не пытался досмотреть сие творение до конца, так и не смог. Очень рекомендую к просмотру.
«Сапожник и русалка» еще посмотрите, вот где психодел так психодел. В детстве он меня неплохо так впечатлил, особенно с учётом того, что шёл среди виннипухов и прочих всяких забавных добрых мультиков. «Притча о мыши» тоже слегка напрягал непонятным сюжетом и довольно неприятной рисовкой.
«Синяя птица» — один из любимых мультов сейчас, там глубокий смысл и потрясающая озвучка, особенно главгада (Кенигсон озвучивал). Но в детстве боялась до ужаса, особенно момент, где герои бегут по ночной улице и за ними главгад, у него еще лицо такое жуткое было и меняло цвет с жёлтого на красный, белый и т.д., долгое время думала, что этого мульта не существует, а он мне приснился.
Тылль — согласна, детям это смотреть противопоказано, там музыка еще ужаснее картинки. Халиф-Аист вызывал неприятные ощущения… там эпизод, где над животными издеваются и превращают в какие-то засохшие мумии, а они рыдают… бррр!
Потец повезло не увидеть, Контакт, Арменфильм, Ёжик в тумане никогда не пугали, а нравились. Контакт такой яркий, красочный, мульты Арменфильма весёлые, а Ёжик умиротворяющий, уютный такой…
Были еще малоприятные кукольные мультфильмы, даже не то чтобы страшные, а просто не особо качественные. Отрывистые, неестественные движения персонажей, некрасивые куклы, тусклый и тёмный видеоряд не радовали. «На масленице», «Соловей», «Как тоску одолели», «Акаиро»…
мультик с песней:…чтоб водить корабли не сажая на мель… хотел внучке показать. музыка и песня чудесные. не помню название.
хорошая подборка…..
но я бы добавил и российские уже — мульт «Гагарин»
Советские мультфильмы, после которых наше сознание никогда не будет прежним
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.
На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане».
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.
На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане» писалась покадрово (!) с набросков режиссёра Юрия Норштейна. Для записи шести минут звука потребовалось целых два месяца. А знали вы, что над озвучкой мультфильма «Голубой щенок», длительностью всего 19 минут, работали Андрей Миронов, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Александр Градский, поэт-песенник Юрий Энтин?
То, что не получалось сказать прямо, авторы пытались донести с помощью образов, поражая богатством и сложностью своего внутреннего мира. Не существовало «проходных» тем. За свою «Пластилиновую ворону», которая казалась совершено безобидной, режиссёр Александр Татарский попал в опалу, мультфильм запретили, назвав «идеологически безыдейным». Его «Падал прошлогодний снег» ждала та же участь. «Крылья, ноги и хвосты» год пролежал на полке, пока не был переозвучен и допущен в эфир.
Многие из мультфильмов, которые мы включили в подборку, вы точно узнаете, некоторые – угадаете. Словно белая лошадь, они выплывут из тумана детских воспоминаний, страхов, снов. За причудливым мультяшным видеорядом вы найдете скрытые смыслы. Если же знакомство с миром советской мультипликации только предстоит, помните, что он не так прост, как кажется.
Список мультфильмов будет регулярно дополняться.
Полигон, 1977
Режиссёр: Анатолий Петров
Художник-постановщик: Галина Баринова
Длительность: 10 минут 14 секунд
Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.
«Полигон» снят в необычной.
Режиссёр: Анатолий Петров
Художник-постановщик: Галина Баринова
Длительность: 10 минут 14 секунд
Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.
«Полигон» снят в необычной технике – фотографике. Для каждого персонажа использованы два слоя целлулоида. Оба слоя раскрашены определенным образом, объем возникает за счёт их наложения и того, что один из слоёв снимается не в фокусе.
История интуитивного оружия в наш век искусственного интеллекта выглядит очень современно. Изобретатель создает чудо-танк, который улавливает биотоки, считывая мысли и намерения противника. Профессор работал над созданием танка долгие годы с целью отомстить за смерть сына, который погиб на войне и был посмертно награждён медалью.
Механизм танка запускает чувство страха. Противник против своей воли руководит действиями танка, «подсказывая» ему, как наступать, или как обороняться.
Испытание оружия проходит в присутствии высшего военного руководства на отдалённом острове, с которого предварительно эвакуировали племя аборигенов.
— Вы любите воевать? Вам нравится новое оружие? – обращается профессор к военным. – Вы испытаете его на себе, не на других. Старайтесь не думать об опасности, машина читает ваши мысли.
Создатель танка прибегает к психологическому эксперименту Вегнера, который известен как эксперимент о невозможности подавления мыслей. Ты говоришь человеку: «не думай о белом медведе» и он не может думать ни о чём другом.
Сюжет мультфильма можно рассматривать с нескольких позиций: как историю с антивоенным посылом, либо как притчу о природе человеческого страха. За его основу взят одноимённый рассказ советского писателя-фантаста Севера Гонсовского, но режиссёр несколько отходит от авторского замысла. Если у Гонсовского главная мысль о противоестественной природе войны, то Петров по-своему трактует произведение: часто изобретатели не задумываются о том, что созданное ими изобретение может принести больше вреда, чем пользы.
Персонажи «Полигона» срисованы с популярных в семидесятые актёров: Жана Габена, Пола Ньюмана, Юла Бриннера, Мела Феррера.
За кадром звучит мелодия афганского композитора и певца Ахмада Захира в аранжировке и исполнении Поля Мориа.
Мораль: Страх – мощное оружие против тебя самого.
Очень синяя борода, 1979
Режиссёр: Владимир Самсонов
Художник-постановщик: Игорь Макаров
Длительность: 21 минута
В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся.
Режиссёр: Владимир Самсонов
Художник-постановщик: Игорь Макаров
Длительность: 21 минута
В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся, рисовкой и настроением похож на «Бременские музыканты» режиссёра Инессы Ковалевской.
Эта похожесть становится очевидной после того, как узнаешь, что музыку к обеим мультфильмам писал композитор Геннадий Гладков. Тот самый, что создал музыкальное сопровождение для фильмов «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Джентльмены удачи» и многих других.
Слова песен, которые тут же начинаешь напевать, принадлежат авторству Юлия Кима, который в титрах указан как Ю. Михайлов (поэт – участник диссидентского движения в открытую критиковавший реставрацию сталинского режима в СССР был вынужден работать под псевдонимом).
Сюжет самой загадочной сказки Шарля Перро «Синяя борода» писатель-сценарист Аркадий Арканов переработал в остроумный сценарий. Он вывернул историю так, что это не герцог Синяя Борода оказывается виновен в смерти многочисленных жён, наоборот – жёны спровоцировали герцога на отчаянные поступки, от которых он сам же и пострадал. Преступление берётся расследовать современный детектив, которому так же достаётся от жены за постоянные отлучки и поздние возращения с работы.
Музыкальный мультфильм получился по-настоящему «звёздным». Главные вокальные партии в нём исполняет Михаил Боярский, за одну из жён (по сюжету их три) поёт Лариса Долина. В диалоге между сыщиком и его женой, который происходит по телефону, яркую и запоминающуюся вокальную партию исполнила певица и актриса Валентина Игнатьева. Одна из песен настолько полюбилась и запомнилась зрителям, что её стали транслировать в передаче «Утренняя почта».
За рисовку и стиль графики отвечал художник-постановщик Игорь Макаров. Поскольку музыкальная история получилась необычной и гротескной, персонажей он решил создавать в том же ключе – красивых, длинноногих, с маленькими головами и изящными фигурами. Макаров признаётся, что здорово «похулиганил» во время рисовки, нарисовал лица звукорежиссёра Владимир Виноградова, сценариста Евгения Гинзбурга и даже своё. В одном из персонажей угадываются черты Михаила Боярского, в одной из жён многие узнали ведущую популярной в те годы передачи «Здоровье» Юлию Белянчикову.
Картина учит критическому мышлению. Не принимать любую историю на веру, всегда сопоставлять факты и мнения обеих сторон конфликта. Внимательнее и бережнее относиться к друг другу.
Мораль: Неуважение и придирки способны разбудить зверя даже в самом мирном человеке.
23 самых психоделических советских мультфильма
В скучные и застойные позднесоветские времена происходил настоящий расцвет отечественной мультипликации. Именно в это время на свет появились самые странные и прекрасные советские мультики, захватившие наше воображение раз и навсегда. Поскольку все они в открытом доступе, нет никаких причин, чтобы не посмотреть их снова — на этот раз уже вместе с детьми. И лишний раз восхититься их завораживающему безумию. «Мел» совместно с Cameralabs отобрал 23 самых безумных психоделических советских мультика.
Крылья, ноги и хвосты
Три минуты 54 секунды тотального психодела. Хотя, казалось бы, ничто не предвещает. Просто птицы находят некоторое количество вкусностей и принимают взвешенное решение до них добраться.
ФРУ-89
Каждый советский ребёнок просто обязан знать, что такое фрустрация. Потому что другим словом происходящее на экране не объяснить.
Контракт
Космическая сага под абсолютно неотразимые джазовые композиции. Тут есть рекламный упоротый робот, карающие сферы, мистер брутальность и неподкупность летающий Кубик Рубика. Смотрится всё это настолько стильно, что современным хипстерам лучше не смотреть во избежание эстетического шока.
Спойлер: в итоге окажется, что всё происходило в гигантском цветке.
Падал прошлогодний снег
Да, это банально, но без него никуда. Начнём с того, что повествование ведётся от лица человека с запущенной стадией синдрома рассеянного внимания. Рассказчик постоянно скачет с одной сюжетной линии на другую и забывает, на чём остановился. Но это не портит общей картины, скорее даже помогает полностью погрузиться в атмосферу сюрреализма, царящего в сознании создателей. Маловато будет!
Медвежуть
С фрустрацией было проще: там сразу дали понять, что к пониманию происходящего стремиться не стоит. Здесь же вы до последнего пытаетесь вникнуть в сюжет, и иногда вам даже кажется, что вы начинаете понимать. Но это ненадолго. Успокаивать себя можно тем, что это всего лишь сны, которые видит медведь в своей тёплой уютной кроватке.
Ух ты, говорящая рыба
Каждое творение киностудии «Арменфильм» — культурный памятник абсурду, сделанный так качественно, что совершенно не замечаешь своего собственного духовного роста.
Контакт
«Солярис» для детей в кратком изложении: инопланетный разум пытается взаимодействовать с земными организмами, принимая форму понятных им предметов. Рисовка в стиле The Beatles в полной мере дополняет картину.
Голубой щенок
Мультфильм затрагивает глубокие проблемы дискриминации и угнетения. «Голубой, голубой, не хотим играть с тобой!».
Свирепый Бамбр
Картина про управление гневом и сложности социальной адаптации агрессивного интроверта в мире обычных людей.
Кубик
Сборник абсолютно безумных короткометражек, столь же прекрасных по содержанию, сколь и по рисовке. Заяц с хвостиком-пупочкой, который ищет сам себя, и двое виртуозных друзей, дающих незабываемые представления. Спорим, вы их помните, даже если видели всего раз, и было вам тогда совсем немного лет.
Икар и мудрецы
Волшебный и милый мультик про мечту. Про то, что всё достижимо, надо только не сдаваться. И прикольные поговорки на латыни, которые вы сможете выучить вместе с его героями.
Чудовище
Одноглазое чудище живёт в коммуналке с разными соседями, и всё время мусорит своей чешуей. Ужасно трогательный и грустный мультфильм про терпимость и толерантность, а в детстве он был просто грустный, чего мы тогда понимали.
Чукотская сказка с чукотской музыкой про то, как мифическое существо похитило двух девочек. Страшненько и странненько.
Пиф-паф, ой-ой-ой
Что будет, если «Вышел зайчик погулять» поставить в опере? Этот мультфильм.
Конфликт
Притча про войну, которую показали на пальцах (зачёркнуто) спичках. Натурально, со всем ужасом войны, какая бы сторона ни оказалась круче.
Прямое попадание
Про игровые автоматы, виртуальную реальность и то, что реальная реальность лучше. Ярко, динамично, музыкально, психоделично до краешка.
Перевал
После просмотра этого мультика не каждый решался прочитать оригинальную повесть Кира Булычёва. А она великолепна, одна из лучших работ автора.
Будет ласковый дождь
Мрачная и впечатляющая экранизация Рэя Брэдбери. Показывая весь тлен жизни «на Западе», режиссёр развернулся очень качественно.
Халиф Аист
Страшная-страшная сказка. Мы до сих пор её боимся!
Сундук
Чумовой весёлый мультик с песней. Наши искренние рекомендации.
32 декабря
Этот мультик как-то крутили по одному из центральных каналов 31 декабря. И теперь эта феерия, которую пели продукты, у нас в головах навсегда. Спасибо вам, товарищи мультипликаторы.
Шкатулка с секретом
Яркий и красочный мультик, который нарисовали в стиле знаменитой «Yellow Submarine», про механическую музыкальную шкатулку пугал и пугает до сих пор. Невзирая на крайнюю нарядность.
Ёжик в тумане
Этот список немыслим без потрясающего «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Короткометражка с почти монохромной картинкой покоряет неповторимой загадочной атмосферой. Образы героев и сюжет каждый зритель трактует по-своему, но его обожают все. «Ёжик в тумане» собрал более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году его назвали лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
Не хуже Диснея: гид по хорошим российским мультфильмам. Современные отечественные мультики, которые хочется пересматривать много раз
«Советские мультфильмы нашим детям уже непонятны». Создатель «Бурёнки Даши» — о том, как мультфильмы объединяют детей и родителей
«Кротик» и «Лёлек»: 11 старых мультфильмов, которые стоит пересмотреть вместе с детьми