Экономическая теория не может использовать математические методы так как не является точной наукой

  • автор:

Математические методы в экономике

Математические методы в экономике являются важным инструментом проведения анализа. Их используют в построении теоретических моделей, которые позволяют отобразить имеющиеся связи в повседневной жизни. Также с помощью данных методов достаточно точно прогнозируется поведение субъектов хозяйствования и динамика экономических показателей в стране.

Более подробно хотелось бы остановиться на прогнозировании показателей экономических объектов, которое является инструментом теории принятия решений. Прогнозы социально-экономического развития любой страны основываются на математическом анализе определенных показателей (динамика инфляции, валовый внутренний продукт и т.д.). Формирование ожидаемых показателей осуществляется с применением таких методов прикладной статистики и эконометрики, как регрессионный анализ, факторный анализ и корреляционный анализ.

Отрасль исследования «Экономика и математические методы» всегда являлась достаточно интересной для ученых этой сферы. Так, академиком Немчиновым было выделено пять математических методов исследования при планировании и прогнозировании:

— метод математического моделирования;

— метод последовательного приближения;

— метод оптимальных общественных оценок.

Другой же академик, Канторович, математические методы распределил на четыре группы:

— модели взаимодействия экономических подразделений;

— макроэкономические модели, включающие модели спроса и балансовый метод;

Моделирование экономических систем применяется с целью принятия эффективного и правильного решения в экономической сфере. При этом в основном используется современная вычислительная техника.

Сам процесс моделирования должен осуществляться в таком порядке:

1. Постановка задачи. Необходимо четко сформулировать задачу, определить объекты, относящиеся к решаемой задаче, и ситуацию, реализуемую в результате ее решения. Именно на этом этапе производится количественный и качественный анализ субъектов, объектов и имеющих отношение к ним ситуаций.

2. Системный анализ задачи. Все объекты необходимо разбить на элементы с определением связи между ними. Именно на этом этапе лучше всего использовать математические методы в экономике, с помощью которых проводится количественный и качественный анализ свойств вновь образованных элементов и в результате которых выводятся определенные неравенства и уравнения. Другими словами, получается система показателей.

3. Системный синтез представляет собой математическую постановку задачи, во время организации которой формируется математическая модель объекта и определяются алгоритмы решения задачи. На этом этапе существует вероятность того, что принятые модели предыдущих этапов могут оказаться неверными, и для получения верного результата придется вернуться на один, а то и два шага назад.

Как только математическая модель сформирована, можно переходить к разработке программы для решения поставленной задачи на ЭВМ. При наличии достаточно сложного объекта, который состоит из большого количества элементов, потребуется создание базы данных и подручных средств для работы с ней.

Если же задача принимает стандартный вид, то используются любые подходящие математические методы в экономике и готовый программный продукт.

Заключительным этапом является непосредственная эксплуатация сформированной модели и получение правильных результатов.

Математические методы в экономике должны использоваться именно в определенной последовательности и с применением современных информационно-вычислительных технологий. Только в таком порядке появляется возможность исключить субъективные волевые решения, основанные на личной заинтересованности и эмоциях.

Развитие математических методов в экономике

Переход к рыночной экономике неотъемлем от процессов планирования, регулирования, управления и прогнозирования производственных и технологических процессов. В связи с этим актуальны разработка и применение экономико-математических методов для решения возникающих производственно -хозяйственных задач.

Применение математических методов в экономике имеет длительную историю. Понятие об экономике как науке возникло в период расцвета греческой рабовладельческой демократии, когда были сделаны первые попытки не просто заметить, а теоретически осмыслить факты экономической жизни.

Проблемы экономической науки сформулировал великий греческий философ Аристотель, которого принято считать ее основателем. Аристотель первым пытался рассмотреть экономические закономерности, господствующие в обществе, выдвинул идею о различии между потребительной и меновой стоимостями товаров, высказал мысль о превращении денег в капитал и другое.

Еще в Древней Греции в экономической науке возникли два направления исследований: во-первых, это анализ методов рационального управления народным хозяйством и, во-вторых, изучение основных экономических закономерностей. Оба направления экономической науки развивались и развиваются в тесной связи между собой.

В системе экономических наук основное положение занимает экономическая теория: она служит теоретической и методологической основой всего комплекса экономических наук. Применение математических методов в экономике началось именно в теоретико-экономических исследованиях.

Обычно в качестве исторически первой модели общественного производства называют экономическую таблицу Франсуа Кенэ (1694-1774). В 1758 г. он опубликовал первый вариант своей «Экономической таблицы», второй вариант — «Арифметическая формула» — был опубликован в 1766 году. В экономической таблице Кенэ попытался построить первую модель экономики страны в целом, впоследствии этот подход получил название макроэкономического подхода. В своей таблице Кенэ на числовом примере пытался проанализировать, как валовой продукт страны перемещается между социальными группами страны в натуральной и денежной формах.

Представители буржуазной политической экономии уже с середины XIX века в своих теоретических исследованиях начинают использовать все более и более сложный математический аппарат. В последнее тридцатилетие XIX века складывается самостоятельное математическое направление в буржуазной политической экономии. В результате неоклассического направления в политической экономии (главным содержанием которого является теория предельной полезности — маржинализм) возникла математическая школа.

Родоначальником математической школы считается французский ученый, известный математик, философ, историк, экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877), создатель математической теории спроса. В 1838 г. вышла его знаменитая книга «Исследование математических принципов теории богатства». Именно Курно впервые проанализировал связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях. Такой анализ дал ему возможность сформулировать закон спроса и подвести экономическую науку к понятию «эластичность спроса». Именно он сумел математически строго доказать, что наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всего далеко не самая высокая цена.

Видными представителями математической школы являются Леон Вальрас (1834-1910) в Швейцарии, Вильфредо Парето (1848-1923) в Италии, Владимир Дмитриев (1868-1913) в России и многие другие.

Необходимо отметить важность работ русского экономиста Дмитриева. Его основная работа «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой ценности и теории предельной полезности» была опубликована в 1904 году. В своих работах Дмитриев предвосхитил ряд выводов, которые позднее были получены Василием Леонтьевым на основе анализа моделей «затраты — выпуск» или межотраслевой баланс. В частности, эти выводы важны для подсчета коэффициентов полных материальных и трудовых затрат. Кроме того, стремясь примирить трудовую теорию стоимости с теорией предельной полезности, что, естественно, сделать невозможно, он тем не менее поставил проблему соотношения категорий стоимости и полезности.

Представители математической школы с помощью математических методов стремились охватить весь экономический процесс в целом, дать общую картину взаимозависимости всех экономических явлений.

С появлением товарно-денежных отношений возникла необходимость количественной оценки коммерческих операций и анализа их эффективности. Уже в XIX в отдельную отрасль знаний выделилась «Коммерческая арифметика», включающая в себя процентные вычисления по вкладам и ссудам и по операциям с ценными бумагами. В XX в. исследование экономических процессов с помощью математических методов приобретает ещё большее значение, во-первых, в связи с развитием математической теории и, во-вторых, с появлением электронных вычислительных машин, позволивших применить эти теории для решения экономических задач.

Теория вероятностей возникла из решения практических, в том числе коммерческих задач. Необходимость количественной оценки результатов коммерческой деятельности привели к становлению и развитию статистических методов. Теоретическое обоснование этих методов дает теория вероятностей, основоположником современной теории которой можно по праву считать выдающегося математика XX столетия академика Андрея Николаевича Колмогорова.

Современный бухгалтерский учет основан на принципах, изложенных еще в 1494 г. в фундаментальном труде Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Современная экономика использует методы, разработанные в 20 веке Леонидом Витальевичем Канторовичем, Виктором Валентиновичем Новожиловым, Василием Сергеевичем Немчиновым, Василием Леонтьевым.

Работа Л. В. Канторовича «Математические методы организации и планирования производства» (1939 г.) положила начало новому направлению в математической экономики — методам линейного программирования. Канторович в результате анализа некоторых задач планирования производства сформулировал новый важный для экономики класс математических задач, получивших название задач линейного программирования. В линейном программировании рассматривается вопрос о поиске среди всех допустимых решений, удовлетворяющих системе линейных равенств или неравенств, наилучшего (оптимального) решения, доставляющего максимум (минимум) некоторому линейному критерию. Его работа «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов» вышла двумя изданиями в 1959 г. и 1960 г. и была переведена на французский, английский, испанский и другие языки.

Работы В. В. Новожилова, в частности «Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании», обосновали решающую роль ценообразования, механизма распределения капиталовложений и другое.

Работа В.С. Немчинова «Экономико-математический методы и модели» (1962) имела важное научное, учебное и методологическое значение для развития экономико-математических исследований в нашей стране.

Как известно, экономика и бизнес связана с принятием решений в условиях неполноты информации, что обусловлено разнообразными причинами — как объективными, так и субъективными. Особенно распространенными являются ситуации, когда выбор решения осуществляется в условиях рисков. Существует неопределенность в виде множества частных исходов результата принятия решения, причем вероятность появления этих исходов либо определяемы тем или иным способом, либо неизвестны или не имеют смысл. Иногда выбор решения осуществляется одной стороной, но чаще всего существует столкновение интересов нескольких сторон. В результате этого возникла теория игр, которая исследует математические модели принятия решений в условиях конфликта, противоречий и неопределенности. Математическая теория игр ведет свое начало от анализа обычных игр — карточных, спортивных. Впервые теория игр (ТИ) была изложена Джоном фон Нейманом в 1944 г. Его книга содержала в основном экономические примеры, т.к. экономическую ситуацию легко описать в численной форме. Уже во время второй мировой войны ТИ была применена в военном деле для исследования стратегических решений.

В составе экономико-математических методов можно выделить следующие научные дисциплины и их раздел ы:

— Экономическую кибернетику (системный анализ экономики, теорию экономической информации и теорию управляющих систем);

— Математическую статистику (дисперсионный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ и

— Математическую экономику и эконометрику (теорию экономического роста, теорию производственных функций, межотраслевые балансы, анализ спроса и потребления и т.п.);

— Методы принятия оптимальных решений (математическое программирование, теорию массового обслуживания, теорию и методы управления запасами, теорию игр и др.);

— Экспериментальные методы изучения экономики (математические методы анализа и планирования экономических экспериментов, деловые игры и т.п.).

Для совершенствования управления экономикой вообще и коммерческой деятельностью в частности всё большее внимание уделяется применению математических методов и вычислительной техники. Таким образом, математические методы являются важнейшими методами, которые в состоянии дать экономической теории научную законченность.

1. Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. М., 1988.

2. Лотов А.В. Введение в экономико-математическое моделирование. М., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кантарович Л.В., Горстко А.Б. Оптимальные решения в экономике. М., 1979.

4. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика для экономистов. СПб., 2007.

5. Дубров А.М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М., 2001.

математические методы в экономической науке: эволюция и перспективы

доктор экономических наук, профессор

соискатель кафедры менеджмента и экономической теории, старший преподаватель Башкирский государственный университет

В работе рассматриваются процесс эволюции и перспективы математического метода в экономической науке, связанные с новым направлением — экономической синергетикой. Развитие этого направления требует новейшего математического инструментария. В статье дается авторская классификация соответствующих математических методов, анализируются преимущества и недостатки формализма в экономической теории.

Становление, развитие и нынешнее состояние экономической теории — это процесс и результат борьбы идей разнонаправленных научных школ, объектом исследования которых является экономика, составляющая материальную основу общества.

Изначально экономическая теория, подобно физике, раскрывающей законы природы, претендовала на роль фундаментального, универсального знания, раскрывающего общие закономерности экономического роста и развития, и в кризисные и переходные состояния общества стремилась выйти на новый уровень познания хозяйственной системы, найти новые методологические подходы к решению текущих и перспективных, теоретических и практических задач.

Но объект изучения физики и многих других наук достаточно статичен по сравнению с экономикой, отличающейся высокой степенью изменчивости, неопределенности, сложности. Поэтому на сегодняшний день экономическая теория представляет собой разнообразие направлений и школ,

каждая из которых дает свое видение реальности и свои рецепты решения проблем. Говоря словами О. И. Ананьина, сегодняшняя экономическая фраг-ментированная наука во многом утратила и интерес, и способность к анализу ключевых экономических проблем и тенденций развития современных обществ . Это признак того, что экономическая теория находится в кризисе.

О таком состоянии экономической теории говорят многие выдающиеся представители экономической науки: В. Леонтьев (чрезмерная математизация, формализация в ущерб качественному анализу), Р. Коуз (современная экономическая теория — теория «классной доски»), Дж. Стиглиц (упрощенные модели рыночной экономики привели к неудачным реформам в постсоветских странах), В. М. Полтерович (теоретическая экономика не сумела найти эффективных решений в экономической политике) и др. Кризис экономической теории означает, что она не может выполнять своих функций в полной мере или решать поставленные перед ней задачи, используя существующие методы, т. е. кризис теории — кризис ее метода.

В такой период в любой науке назревает проблема модификации или полного изменения господствующей парадигмы. В современной экономической теории доминирует неоклассическая парадигма, основным инструментом анализа которой является математический, и, говоря о кризисе экономической теории, как правило, предполагают кризис неоклассики, возникший в результате одностороннего (в ущерб содержательной стороне) применения этого метода.

По этому поводу критики считают: формализм привел к выхолащиванию сути экономической те-

ории как социальной науки, заменив экономическую мысль и искусство экономической политики мертвой, сугубо академической разновидностью социальной математики. Экономика потеряла себя, когда в неистовых попытках втиснуть реальный мир и экономическое знание в теоретические конструкции, как правило, построенные по математическим канонам, экономисты перестали заботиться о содержании и адекватности экономической теории, придавая первоочередное значение форме, в которой последняя могла быть представлена .

Действительно, если рассматривать реальное состояние экономики с точки зрения выполнения теорией своих практической и прогностической функций, которые осуществляются не без помощи математического метода, то претензии к этому методу небеспочвенны. Экономическая наука еще не выработала методов, которые привели бы к устойчивому бескризисному управлению и долгосрочному прогнозированию экономической системы. Разработка более совершенных математических методов, способных адекватно описывать происходящие процессы, находится, на наш взгляд, лишь в начальной стадии. И она связана прежде всего со становлением нового направления в экономической науке — синергетики.

Цель данной статьи — раскрыть природу реального противоречия, существующего между предметом экономической теории и ее методом, в частности математическим, как источника совершенствования методологии экономической науки.

В ответ на критику о засилье формализма в экономической теории Вайнтрауб предлагает лучше разобраться в исторической эволюции математики и применении ее в экономике . В. В. Леонтьев пишет: экономика среди прочих общественных наук стала по праву рассматриваться как преимущественно количественная наука. В этом случае методы количественного анализа являются не просто методологическим приемом, применяемым исследователем: они сами по себе являются предметом изучения . В целом, соглашаясь с таким подходом, начнем с рассмотрения эволюции математических методов в истории экономической мысли.

Первое в истории применение математического метода в экономических исследованиях мы находим у Уильяма Петти. В 70-е гг. XVII в. им была написана книга «Политическая арифметика», которую можно считать родоначальницей статистики и эконометрики. У. Петти объясняет свой подход так: «…вместо того, чтобы употреблять только слова в сравнительной и превосходной степени и умозрительные аргументы, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер. используя

только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе» .

Он требовал точного наблюдения и подсчета экономических явлений. В «Трактате о налогах и сборах» есть характерная фраза, которую можно считать девизом всей теории Петти: «Первое, что необходимо сделать, — это подсчитать.». Он ввел в политэкономию метод абстракции, когда, отвлекаясь от внешней стороны экономических явлений, от их эмпирического описания, мысль углубляется в их внутренние причинно-следственные зависимости, т. е. познает экономические законы, управляющие производством богатства.

Франсуа Кенэ, французский экономист и статистик XVIII в., впервые в своей «Экономической таблице» предпринял попытку расчета «годовых доходов и авансов» страны, подобно расчетам ВНП и ЧНП в современном макроэкономическом анализе. Использование математики в работах этих экономистов можно отнести к первому этапу математизации экономической науки.

Второй этап связан с возникновением и развитием маржиналистской математической школы. Предшественник маржинализма французский экономист Антуан Огюстен Курно в своей работе «Исследование математических принципов теории богатства» впервые стал использовать математические приемы для выведения экономических законов, и в частности сформулировал на строгом математическом языке закон совокупного спроса, теории монополистического ценообразования, конкурентного механизма и издержек. Курно впервые ввел в научный оборот термин «экономическое равновесие».

Выдающимися представителями маржиналист-ской школы являются Л. Вальрас, К. Викселль, У. Джевонс, В. Парето, Ф. Эджоурт. Они считали, что только с помощью математики можно объяснить экономические явления, а экономическая наука должна занять достойное место в одном ряду с естественными науками.

Наиболее сложной проблемой на пути достижения этой цели представлялась проблема измерения экономических явлений. Джевонс по этому поводу писал: «Политическую экономию можно было бы постепенно возвысить до точной науки, если бы коммерческая статистика была гораздо более полной и достоверной, нежели сегодня, дабы можно было при помощи числовых данных придать формулам исчерпывающее значение» .

Предметом споров являлся вопрос измерения полезности. Экономические процессы маржина-листами анализируются преимущественно коли-

чественно, моделируются математически, в виде дифференциальных уравнений для поиска оптимальных величин экономических явлений. В итоге «маржиналистской революции» сформировался подход к экономике как равновесной закрытой системе, где все ее части взаимосвязаны, нет причин и следствий, нет первичного и вторичного. Причем равновесие отождествляется с экономической статикой, динамика же понимается как временное нарушение равновесия, во время которого основные постулаты маржиналистской теории не действуют. В современную экономическую науку вошли и широко используются в исследованиях понятия кривых безразличия и ядра экономической системы Ф. Эджоурта, понятие многоцелевого оптимума В. Парето, модель общего экономического равновесия Л. Вальраса.

Представителями математической школы в русской политической экономии второй половины XIX — начала XX в. были В. К. Дмитриев, Ю. И. Жуковский, Е. Е. Слуцкий, Н. А. Столяров, М. И. Туган-Барановский, А. И. Чупров и др. Основными достижениями этой школы являются: уравнение устойчивости потребительского бюджета Слуцкого, математическое исчисление полезных затрат труда с учетом межотраслевых связей Дмитриева и его же математический анализ концепции предельной полезности, математические модели Столярова и Туган-Барановского, синтезирующие маржиналист-скую и трудовую теории стоимости. Многие идеи математического направления в русской политической экономии были впоследствии восприняты и развиты советской экономико-математической школой.

Третий этап математизации начался со второй половины XX в. Если прежде основным математическим аппаратом были производные и уравнения, то на данной стадии стали главенствовать теория множеств, векторная алгебра, исследование операций. Получили известность и признание работы Е. Домара, В. Леонтьева, М. Моришмы, Х. Никайдо, Дж. фон Неймана, П. Самуэльсона, Р. Солоу, Я. Тин-бергена, Р. Фриша, Р. Харрода, Дж. Хикса, К. Эрроу и других зарубежных ученых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это время признания и широкого продуктивного применения математического метода в экономической теории. Именно в этот период

разрабатываются различные экономико-математические модели теории игр, эконометрического анализа, общего рыночного равновесия, экономического роста, межотраслевого баланса, линейного и динамического программирования, оптимального управления и др.

математическая формализация в экономической науке как противоречивый процесс

Математизация экономической науки — это процесс внедрения в нее математических методов, одна из разновидностей формализации , понимаемая в самом широком аспекте как отделение формы предмета от содержания. Первоначально формализация знания осуществлялась с помощью естественного языка. «Естественный язык как раз и является той основой, на которой строятся все остальные знаковые системы, применяемые в научном познании. Без использования естественного языка немыслима и формализация знания» .

Но языковая формализация не обеспечивает однозначного использования понятий, в ряде случаев требуется, чтобы содержание было полностью отображено во внешней форме сообщения. Тогда появляется логическая формализация, обеспечивающая самый высокий уровень коммуникативного контакта между исследователями и требующая обеспечения ряда условий. Среди них: 1) создание «алфавита» формализуемой системы; 2) разработка правил «грамматики», по которым происходит формализация, включая правила логического вывода; 3) выделение аксиом, из которых впоследствии будут выведены теоремы данной теории.

Кроме языкового и логического видов формализации возникает еще один, более эффективный и распространенный, метод улучшения качества формализованного знания — математизация.

Математическая формализация экономической науки осуществляется в том же порядке: 1) отделение формальной стороны экономического знания от содержательной; 2) появление первых общеупотребительных понятий (труд, процент и т. п.), обеспечивающих коммуникацию; 3) математизация, т. е. замена понятий символами, интерпретация логических связей между понятиями на языке математики.

В экономическом исследовании формализацию следует понимать как метод познания, основанный на выявлении и фиксации формальной структуры хозяйственных процессов и явлений, а также как метод, приписывающий содержательным

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

элементам таких процессов или явлений некоторые абстрактные символы и значения. Результатом процесса формализации является создание формализованной модели процесса или явления, позволяющей получить об этом процессе или явлении новое знание и информацию.

Формализация экономической науки привела в итоге к методу математического моделирования экономических явлений. Он основывается на принципе аналогии, т. е. изучении реальных объектов, явлений, процессов через подобные им — модели. Математическое моделирование экономических процессов и явлений — их описание знаковыми математическими средствами и исследование количественными методами.

В научной литературе термины «математическое моделирование» и «формализм» часто используются как взаимозаменяемые. Однако математическая формализация экономической науки развивается как противоречивый процесс. Эта противоречивость проявляется в первую очередь в неоднозначности воздействия формализации на результаты научных исследований.

К положительным последствиям математизации экономической науки могут быть отнесены:

— точный и ясный язык научного общения, обеспечивающий коммуникацию поколений научного сообщества, что облегчает накопление и приращение знаний;

— возможность конструирования, оперирования идеализированными моделями действительности, что позволяет выделить главное, более точно описать существующие закономерности, строго определить структуру тех или иных явлений;

— возможность увидеть черты общности у разнородных явлений, т. е. применять одну и ту же модель для анализа различных явлений, меняя лишь обозначения символов;

— возможность проверки гипотез, постановки новых проблем и поиска решений;

— возможность выявить и уточнить содержание, систематизировать накопленные знания научной теории;

— синтез смежных наук.

Если систематизировать отрицательные стороны математической формализации в экономической науке, то они сводятся к следующим положениям:

— коммуникация ученых за пределами неоклассической парадигмы затруднена;

— имеет место преувеличение значения формы в ущерб содержанию экономических аргументов;

— происходят отрыв от действительности, реальных экономических проблем и потеря экономичес-

кого содержания; основная задача экономической науки — понимание реальных экономических процессов и разработка мер экономической политики — остается на заднем плане или вовсе отсутствует;

— из экономического анализа исключаются наблюдаемые феномены, которые не подлежат формализации;

— формализм не приносит нового знания, а лишь позволяет интерпретировать самые простые из существующих идей, причем эта интерпретация востребована лишь узким кругом специалистов.

Перечисленные проблемы, в особенности коммуникации между экономистами, порождаемые математизацией, по нашему мнению, могут быть решены при условии выработки общего взгляда на природу сложных экономических процессов и явлений. А изучение таких явлений с необходимостью предполагает навыки обращения с современными математическими методами или хотя бы обладание понятием о них. От знания и умения применять математические методы выигрывает не только исследователь, но и вся экономическая теория в целом.

Противоречивые результаты формализма в выполнении экономической теорией своих объяснительной, практической и прогностической функций вызваны тем, что экономические процессы и явления, как правило, моделируются и исследуются с помощью линейных математических моделей. Они являются частным случаем нелинейных и рассматривают и объясняют экономический процесс лишь на коротком промежутке времени. В действительности же большинство экономических явлений, процессов и систем являются сложными, и исследование их с помощью нелинейной математической теории является более адекватным.

Построение и исследование нелинейных моделей, соответствующих реальной экономике, — очень трудоемкий процесс. В нем анализ простейших линейных моделей, не обладающих способностью глубоко исследовать сложные явления, может дать полезную подсказку, помочь определить направление поиска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нынешняя неоклассическая экономическая наука представляет собой мир моделей. Будущую экономическую науку лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 г., американский экономист Пол Кругман представляет как набор формальных моделей, позволяющих воспроизводить результаты исследования в прозрачной форме. Как правило, альтернативой моделированию как методу исследования считают словесный, или вербальный, анализ. Кругман допускает вербальное выражение экономических идей, но лишь для передачи научных результатов общественности,

а внутри науки другого способа выражения, кроме формального моделирования, не признает.

По-видимому, противоречивость процесса математической формализации экономической науки является, по сути, частным проявлением объективного фундаментального противоречия между методом и предметом исследования в целом, имеющего глобальный характер и присущего любой науке. Особенно остро это противоречие проявляется в социальных науках.

С одной стороны, это обусловлено тем, что социальные системы, в том числе и экономические, являются сложными развивающимися системами, в которых темпы изменений в современных условиях существенно ускорились. Поэтому трансформации в объекте исследования, усложнение процессов, происходящих в нем, требуют постоянного совершенствования существующих и создания новых методов познания. Иначе адекватность понимания и теоретического обоснования реальности может быть и не достигнута. Безусловно, кардинальные качественные изменения в социальных системах предполагают революционные изменения в методах познания.

С другой стороны, познание в социальной сфере имеет рефлексивный характер, т. е. постигающий постоянно оказывает воздействие на объект исследования, в соответствии со своим пониманием и видением окружающей действительности. Человек включен в систему, которую изучает, он активно взаимодействует с другими элементами этой системы. Поэтому социальная система находится в сильной зависимости от деятельности людей, от их уровня сознания и мышления, культурных и этических ценностей, менталитета.

Рефлексивность означает, что познание предполагает существование различных видений социального окружения, способов его упорядочения, развития, совершенствования и т. д. Это находит свое отражение в плюрализме мировоззрения, научных подходов, реальных социальных систем. Поэтому и адекватность того или иного метода научного познания социального мира определяется той специфической конкретной реальностью, которая подвергается исследованию. Эффективные в одних случаях методы могут быть абсолютно неприменимы в других. Это относится и к математическим методам в экономической науке.

перспективы развития математических методов в экономической науке

Потребность экономических систем в долгосрочном планировании и стратегическом управле-

нии заставляет ученых-экономистов обращаться к междисциплинарным исследованиям, проводимым на стыке экономики и других наук. Одним из таких направлений, которое предполагает дальнейшее усиление интеграции экономической науки и математики, является синергетическая экономика (В.-Б. Занг) . Как частный случай общей теории синергетики Г. Хакена, она изучает эволюцию и перемены в нелинейных неустойчивых экономических системах. Синергетический подход к исследованию функционирования, развития, управления, прогнозирования экономических систем базируется на следующих положениях:

— экономика — самоорганизующаяся система, изменение состояния которой вызвано не только воздействием не нее внешней среды, но и взаимодействием элементов системы между собой;

— элементы системы взаимозависимы, поэтому управленческие решения, принимаемые в одних областях системы, оказывают влияние на решения, принимаемые в других областях;

— система находится в равновесии лишь на коротком промежутке времени, в неравновесном состоянии она подчиняется законам нелинейного характера;

— в нелинейных системах существует так называемое явление резонансного возбуждения, которое, даже будучи слабым, приводит к лучшему результату, чем сильное, но не согласованное с системой воздействие;

— задача государственного управления экономикой в ситуации неопределенности — попытаться сохранить стабильность системы, одновременно ведя поиск альтернативных способов решения проблемы.

В условиях нестабильности задача экономического прогнозирования должна учитывать следующие моменты:

— бессмысленно требовать точного прогноза на большой промежуток времени. Можно говорить лишь о прогнозах на короткий период, о наличии или отсутствии устойчивых состояний экономической системы. Стратегия прогнозирования предполагает выявление главных параметров системы и их комбинаций, необходимых для того, чтобы попасть в нужное предельное состояние;

— прогноз — это не предугадывание событий будущего, а выявление назревающих проблем и нахождение возможных путей их решения.

По сути, речь идет о формировании технологии прогнозирования как итерационного процесса, на каждом шаге которого корректируется методика предсказания. Такая технология предполагает

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

наличие доступа к достоверной информации, построение адекватных моделей, подготовку специалистов по моделированию и прогнозированию .

Несмотря на то, что математика — точная наука, не стоит ждать от ее методов точных экономических прогнозов и рецептов эффективного управления экономическими системами. Математические методы могут лишь дать рекомендации для управления поведением системы и указать на причины тех или иных процессов и явлений.

Модифицированная парадигма постнеоклассической экономической теории должна сделать своим главным объектом изучения экономическую систему — сложную, открытую, нелинейную, самоорганизующуюся, неравновесную, неустойчивую. А исследовать такие системы предполагается с помощью новейшего математического инструментария экономической синергетики, разрабатываемого по таким направлениям, как теория катастроф, теория хаоса, теория клеточных автоматов, вейвлет-анализ, фрактальная геометрия, нейронные сети, нечеткая логика.

Названные методы предлагается включить отдельным разделом — «экономическая синергетика» в один из видов общепринятой (пока иное не разработано) классификации математических методов в экономической науке .

Существующая классификация этих методов выглядит так:

— принципы экономико-математических методов: теория экономико-математического моделирования; теория статистического моделирования; теория оптимизации экономических процессов;

— математическая статистика: выборочный метод; корреляционный анализ; регрессионный анализ; дисперсионный анализ; многомерный

статистический анализ; факторный анализ; теория индексов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— эконометрика (математическая экономика): теория экономического роста; теория производственных функций; межотраслевые балансы; национальные счета; анализ спроса и потребления; региональный и пространственный анализ; глобальное моделирование;

— методы принятия оптимальных решений: математическое программирование; методы ветвей и границ; сетевые методы управления; теория и методы управления запасами; теория массового обслуживания; теория игр; теория решений; теория расписаний;

— модели конкурентной экономики: модели свободной конкуренции; модели цикла оборота капитала; модели монополии, дуополии, олигополии; модели индикативного планирования; модели международных отношений; модели теории фирм;

— экономическая кибернетика: системный анализ экономики; теория экономической информации; теория управляющих систем; теория информационных экономических систем; информационные технологии в управлении экономикой; теория имитационного моделирования экономики; деловые игры; экспертные системы.

Современная математическая теория экономической синергетики занимается вопросами перехода количественного в качественное: строит и исследует модели, в которых описываются процессы перехода медленных, постепенных, количественных изменений в коренные, качественные. Это говорит о том, что количественные и качественные методы выступают в диалектической взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому претензии к математическим методам, что они не способны охватить и описать качественные процессы в экономике, теряют свою актуальность. Математические методы становятся способными исследовать и качественные явления, благодаря чему границы их применения расширяются.

1. Алексеев Б. Т. Философские проблемы формализации. Л., 1981. C. 3, 8.

2. Ананьин О. И. Структура экономико-теоретического знания: Методологический анализ. М.: Наука, 2005. С. 145.

3. Занг В. -Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999.

4. Ильченко А. Н. Экономико-математические методы. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 10.

5. Леонтьев В. В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990. С. 71.

6. Петти В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940. С. 156.

7. ПугачеваЕ.Г., Соловьенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем. Иркутск: БГУЭП, 2003. С. 124—133.

8. Тумилович М. Формализм, экономическое образование и экономическая наука // Эковест, Т. 3, № 1, 2003. С. 110.

Специальность 061800 «Математические методы в экономике»

В подготовке экономистов-исследователей мы ориентируемся на их будущую деятельность в областях экономической науки и реального экономического анализа, в подготовке инженеров – на их экономическую грамотность и возможную деятельность в области практической экономики.

Система экономического образования рассчитана на то, что ей предшествует глубокая физико-математическая и компьютерная подготовка, что дает возможность изучать экономические дисциплины, существенно опираясь на экономико-математические модели. Но главное, на наш взгляд, это то, что студенты могут грамотно прорабатывать свои собственные проекты, связанные с их инженерной работой.

Базовая организация (с выпускающей кафедрой прикладной экономики)

Институт системного анализа РАН

самостоятельно вести научные исследования социально-экономических процессов на макро- и микроуровнях оценивать эффективность экономических нововведений прогнозировать экономическую динамику в условиях крупных структурных изменений в экономике

Выпускники могут работать:

в органах государственного и местного управления (разработка организационно-экономических механизмов, моделирование народнохозяйственных систем) в научно-исследовательских организациях (разработка компьютерных экономических систем, эколого-экономическое моделирование).

Полный срок обучения 5 лет. По окончании обучения Вы получаете государственный диплом МФТИ.

Форма обучения очная (дневная)

Количество бюджетных мест: 5

Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места, могут участвовать в конкурсе на платные места. План приема на платные места: 6 человек.

Стоимость обучения 67000 рублей в год (для граждан России и других стран — бывших республик СССР).

Научный метод не используемый в экономической теории. Методы и функции экономической теории

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

2. Изучить предмет и метод экономической теории.

1. Исторический процесс развития экономической науки

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

2. Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

3. Метод экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
  4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
  5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
  7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
  9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
  10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
  12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

Методология — наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском под­ходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рациона­листический подход опирается на положение о рациональном по­ведении субъектов экономической деятельности, каждый из ко­торых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распоря­диться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него мак­симальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явле­ния находятся в движении. Поэтому в данном случае экономиче­ская наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процес­сы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

Между методологией науки и ее методами существует значи­тельная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы — инструменты, приемы исследова­ния, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов на­учного познания.

При изучении своего предмета экономическая теория широ­ко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика — изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ — мысленное расчлене­ние анализируемого объекта на части и изучение каждой его час­ти отдельно. Синтез — соединение уже изученных частей пред­мета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Ин­дукция — выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция — выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частно­му. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки факта­ми, то она отвергается. Сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия — перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия явля­ется частным случаем индукции.

Экономическая наука широко использует такой метод по­знания, как диалектика. Диалектика — учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический ме­тод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод на­учной абстракции предполагает, что все другие явления, за ис­ключением того, которое сейчас изучается, являются неизмен­ными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повто­ряются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от мо­мента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипе­тии исторического развития и отражает современную структуру явления.

Еще один метод исследования, широко используемый эконо­мической наукой, — экономико-математическое моделирование. Экономическая модель — упрощенное описание реальности, по­зволяющее определить причины экономических явлений, зако­номерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функ­циональный анализ . В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером та­кой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него пада­ет, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргу­ментом, а спрос — функцией. Большинство экономических моде­лей и принципов можно выразить графически. График является простейшим видом экономико-математического моделирования в двухмерном пространстве. График — изображение зависимости между двумя или более переменными, заданными числами. Гра­фики наиболее наглядно определяют характер взаимоотношений переменных величин. В рамках экономико-математического мо­делирования широко применяются диаграммы. Диаграмма — ри­сунок, показывающий соотношение между показателями.

Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический экспери­мент — искусственное воспроизведение экономического явле­ния в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­ческого применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты.

Предмет и методы экономической теории.

Экономическая теория — наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

Общемировоззренческие эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.

Общенаучные — ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

метод научной абстракции — он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

метод индукции и дедукции. Индукция — это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);

системный анализ — предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

Частные методы включают в себя следующие методы:

метод экономико-математического моделирования;

метод сравнительного анализа;

Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

2. Основные этапы развития экономической теории. Меркантилизм.

Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).

Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами , первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.

Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия, отождествляли свои интересы с интересами государства.

В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.

Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране.

Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.

Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма , направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболее известных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самым препятствуя продаже.

Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.), другой известный меркантилист, ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни . С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он, однако, считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.

Экономическая теория представляет собой общественную науку, исследующую экономическую сторону общественной жизни.

Экономическая теория больше является эмпирической наукой, которая основана на фактах реальной жизни. Для неё характерны определенные методы исследования: общенаучные и общемировоззренческие.

В настоящие широко используются общенаучные методы, которые применяют и другие науки. Сюда можно отнести: метод научной абстракции, индукции и дедукции, системного анализа, анализа и синтеза. Экономическая теория нашла широкое применение в построении моделей экономических явлений и процессов. Формы описания моделей могут носить географический и математический характер.

В процессе развития экономической теории разные научные школы по-разному определяли предмет экономической теории. Так, меркантилизм считал предмет экономической науки деятельностью, связанной с внешней торговлей. Физиократы определяли предмет в качестве сельскохозяйственного производства. Марксизм утверждал, что предметом экономической теории являются экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

С позиции маржинализма предметом являлось поведение отдельных субъектов, которые вовлечены в хозяйственные отношения. Если рассматривать такое направление как кейнсианство, то предметом с точки зрения Кейнса были формы и методы государственного регулирования экономики, которые создают основы макроэкономики и смешанной экономики.

Институционализм вводит в предмет экономической теории социально-психологические аспекты. В целом предметом экономической теории являются экономические общественные отношения по поводу использования ограниченных ресурсов для того, чтобы производить блага, которые удовлетворяют безграничные общественные потребности. Также многие специалисты утверждают, что экономическая теория представляет собой науку о рациональности выбора.

Методы экономической теории

Если предмет науки описывает то, что она изучает, то методы отражают то, как познается определенный предмет. Предмет всегда характеризуется определенными методами исследования, а метод формирует предмет исследования.

В экономической теории различают две группы методов: общие и локальные. Общие или общенаучные методы характеризуют общий уровень научных исследований и направлений экономической методологии. С помощью них предоставляются конкретные инструменты для изучения отдельных сторон системы экономики. Локальные методы способны выделить специфические методы, которые характерны для той или иной системы. Универсальные методы используются при реализации любой методологии.

Универсальные методы экономического анализа

Среди универсальных методов экономического анализа можно перечислить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение. Анализ представляет собой расчленение объекта исследования на несколько элементов. Синтез представляет собой объединение элементов в одно целое.

Индукция является выведением общего из частных факторов, а дедукция движение от общего к частному. Абстракция выделяет существенные свойства предмета, допущение может быть «при прочих условия», обобщение представляет собой усреднение.

Экономическая теория также использует методы наблюдения, моделирования, эксперимента, графических изображений (схемы, графики, таблицы, диаграммы). Метод модели представляет собой исследование социально-экономических явлений в качестве теоретического образца или модели. Модели могут различаться по уровню обобщения, характеру действия и охвату.

Примеры решения задач

1. социально-психологические предпосылки поведения индивидов,

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы — в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии — в накоплении богатства нации, марксис­ты — в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты — в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX — начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием — «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный — в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio — выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ — ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.