Электив по математике что это

  • автор:

Электив по математике

Оценить 69 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ирбинская средняя общеобразовательная школа №6

на заседании МО

от «29 августа 2019 г.

Руководитель МО____Г.Н._Юрченко

Заместитель директора по УВР

«30»августа 2019 г.

Рабочая программа

элективного курса для учащихся 6-го класса

« Математика в жизни человека»

Юрченко Галины Николаевны

П. Большая Ирба 2019г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы Ветошкина Д.Т.Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Москва. Глобус-2007.

Курс рассчитан на базовый уровень владения математически­ми знаниями и предполагает наличие общих представлений о при­менении математики.

Данный курс достаточно универсален, имеет большую прак­тическую значимость. Он доступен учащимся 6 класса. Начать изучение курса можно с любой темы; каждая из них имеет разви­вающую направленность. Предлагаемый курс рассчитан на уча­щихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в при­менении математических преобразований, но и рассматривают ма­тематику как средство получения дополнительных знаний о про­фессиях.

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­ентировать учеников в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; предоставить ученику возможность расширить свой кругозор в раз­личных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков, проверить свои профес­сиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе Данный курс может способствовать также созданию более сознательных мотивов учения. Он содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов, по­этому позволит подготовить учащихся к профильному обучению на старшем этапе.

Содержание дан­ного курса представлено несколькими разделами. Ученики могут выбрать любой раздел сообразно своим интересам и поставленным задачам и получить после прохождения курса зачёт или оценку в баллах, которая будет рассматриваться как сертификат индивиду­ального учебного достижения учащегося и будет характеризовать его возможности дальнейшего обучения в рамках избранного про­филя.

Особое внимание в курсе уделяется решению прикладных за­дач, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно созда­вать, а не только анализировать уже готовые математические мо­дели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, ещё и измерения.

Включение в данный курс примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают учащихся в значении математики для раз­личных сфер человеческой деятельности, способны создавать уве­ренность в полезности и практической значимости математики, её роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у учащихся, пробуждают любознательность.

Решение выделенных в курсе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики! понимании учащимися единства мира, осознании по­ложения об универсальности математических знаний.

Данный курс имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намеча­ет и использует целый ряд межпредметных связей.

С целью повышения познавательной активности учащихся, формирования способности самостоятельного освоения материала в ходе изучения курса школьники имеют возможность познако­миться с научно-популярной литературой по проблеме применения математики. Ребята могут проводить самостоятельный поиск ин­формации из учебных пособий, справочных изданий, журналов, альбомов, видеоматериалов, из информационных ресурсов сети Интернет.

Для организации занятий будут использоваться традиционные формы: лекции, семинары, но основными будут дискуссия, диспут, защита рефератов, индивидуальных и групповых проектов по ре­зультатам собственной деятельности, поисковой работы по страни­цам книг, журналов, сайтов в Интернете, тем более что рассматри­ваемые разделы курса позволяют выделить темы для индивидуаль­ной и коллективной исследовательской работы учащихся. Одной из форм занятий является организация и проведение экскурсий в учебные заведения и на предприятия города.

Данная программа курса своим содержанием сможет при­влечь учащихся 7-8 классов, которым интересна математика и её приложения и которым захочется познакомиться с применением методов и идей математики в практической жизни.

Данный курс сможет помочь ученику найти своё призвание в профессиональной деятельности, требующей использования и применения математики.

Основная цель курса состоит в формировании представления о математике как о теоретической базе, необходимой для примене­ния во всех сферах общечеловеческой жизни.

Выделяются следующие дополнительные цели:

формирование у учащихся устойчивого интереса к матема­тике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;

выявление и уточнение уровня готовности учеников к ос­воению предмета «Математика» и развитию математических спо­собностей;

способствовать созданию более осознанных мотивов изу­чения математики;

создавать условия для подготовки к экзаменам по матема­тике как по вероятному предмету будущего профилирования; 5) предоставить ученику возможность утвердиться в желании избрать математический профиль.

Задачи курса: — расширить представление учащихся о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной дея­тельности, искусстве, производстве, быту; — формировать представление о математике как о части об­щечеловеческой культуры; — способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса; — убедить в необходимости владения конкретными матема­тическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности; — расширить сферу применения математических знаний уча­щихся (фигуры на плоскости и в пространстве, приближённые вы­числения, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.); — формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики; — развивать мышление; — формировать представления учащихся об объективности ма­тематических отношений, проявляющихся во всех сферах деятель­ности человека, как форм отражения реальной действительности; — готовить учащихся к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах; — ориентировать на профессии, которые связаны с математикой. Программа курса состоит из трех разделов. I. Математика — царица наук. II. Математика и профессии. III. Домашняя математика. На изучение курса отводится 17 часов .

Содержание курса Раздел I. Математика — царица наук (6час.)

Рассматривается связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Показываются не только связи с родствен­ными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи. Обращается внимание на связи математики и предметов, рассмат­ривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проек­тирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие.

Показываются связи с такими науками, как экономика, био­химия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия, как пра­вило, не изучаемыми в школе.

В разделе рассматриваются задачи с физическим, химиче­ским, экономическим и другим содержанием. Они даются в виде упражнений как предметные и прикладные для показа практиче­ской значимости вводимых математических формул, понятий.

Раздел II. Математика и профессия (6час.)

Раскрывается применение математических знаний в различ­ной профессиональной деятельности человека. Показывается ком­плексный подход в использовании математических закономерно­стей в современном производстве и его структурных частях: тех­нике, технологии, экономике, организации труда и других.

Рассматриваются прикладные задачи с профессиональной на­правленностью, в которых математические методы успешно при­меняются при планировании и организации производства, опреде­лении условий экономного использования сырья, рабочих ресур­сов, для определения доходов и убытков предприятий идр. Плани­руются экскурсии на предприятия города с целью усиления пони­мания необходимости математических знаний в профессиональной деятельности.

Раздел III. Домашняя математика (5час)

Показать роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических фор­мул и преобразований в домашней практике для вычисления необ­ходимых отношений и величин, связанных с домашним строитель­ством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать па­раметры, характеристики объекта, определяемые путём самостоя­тельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Выполнение приближённых вычислений. Умение поль­зоваться таблицами и справочниками в домашней практике.

Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
  • Концепции модернизации отечественного образования.
  • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

  • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
  • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
  • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

  • элективные;
  • профильные;
  • общеобразовательные базовые.

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.

Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

  • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
  • ребенок должен иметь право его выбора;
  • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  • предметно-ориентированные;
  • межпредметные.

Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.

Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • способы решения разных типов задач;
  • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
  • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
  • физико-химические величины.
  • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
  • оформлять задачу в соответствии с требованиями.

Содержание программы

  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

элективный курс по математике

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Самовольно-Ивановка муниципального района Алексеевский Самарской области

Программа элективного курса по математике

«Решение задач

с практическим содержанием»

ГБОУ СОШ с. Самовольно-Ивановка

Миронова Галина Анатольевна

Развитие математики во все времена определялось двумя движущими силами. Одна – «внешняя сила» — связана с потребностями человеческой практики, как совокупности умственной и физической деятельности людей. Другая – «внутренняя сила» — вытекает из необходимости систематизации и обобщения накопленного материала, приведение его в порядок в соответствии с канонами математики. Эти силы и проецируют два направления в математике, которые условно можно назвать «прикладным» и «теоретическим».

Пренебрежение прикладной стороной математики может привести к отрыву теории от практики, к возникновению псевдотеорий, единственной положительной чертой которых является их логическая непротиворечивость. Не менее опасно пренебрежение теоретической стороной математики, утилитарный подход к науке, ведущий к забвению фундаментальных исследований и в конечном итоге вредящий практике. Единство математики проявляется во взаимопроникновении прикладного и теоретического направлений, в их взаимном обогащении и влиянии.

Понятие практической задачи имеет основанием деление человеческой деятельности на теорию и практику, противопоставление теории практике (практическая, т.е. не теоретическая, не абстрактная, прикладная).

Наибольшее значение для решения практических задач из различных сфер человеческой деятельности имеет именно теоретическое математическое значение, выступающее в качестве метода научного познания действительности.

Современная педагогика видит три цели математического образования.

Первая – общеобразовательная. Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.

Вторая цель – прикладная. Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность – научить детей принципам математического моделирования каких-либо (не так уж важно каких) реальных процессов.

Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли и т.д. но еще важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

Прикладная направленность преподавания математики связана со всеми тремя названными целями: с общеобразовательной (легче учить другие предметы), с прикладной (будущий специалист еще в школе получает необходимые навыки прикладного математического исследования), с воспитательной (мир един, и именно в содружестве с другими науками математика формирует у ребенка основы научной картины мира).

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс « Решение задач с практическим содержанием» является расширение границ нескольких дисциплин из числа обязательных

предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору,

а именно позволяют удовлетворить специальные запросы и интересы учащихся за счет построения курса, позволяет учащимся попробовать себя в практической деятельности. Кроме этого на селе существует острая проблема кадров в сельскохозяйственной сфере деятельности, в сельских специалистах, например — агроном. Реализация данного курса является решением конкретной проблемы. Корме этого, в КИМах ЕГЭ предусмотрены задачи прикладного – практического значения. Данный курс поможет учителю в подготовке учащихся в сдаче ГИА.

Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включая в качестве непрерывного компонента активные знания по математике.

1. Создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

2. Воспитать понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

3. Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

-развивать логическое мышление;

-помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Мотивирующим потенциалом курса является формирование познавательного интереса. Представленные в пособии задания отличаются различным уровнем сложности, что позволяет использовать их для дифференцированной работы с учащимися выпускных классов в целях иллюстрации прикладного значения математических методов и средств.

При составлении данного учебного пособия я стремилась на конкретных примерах показать приложения элементарной математики к решению задач практического содержания и придать познавательный характер всем задачам, вошедшим в пособие.

Технология преподавания данного элективного курса – метод конкретных ситуаций – интеграционная модель обучения, предполагающая соединение различных знаний и навыков в процессе моделирования элементов конкретного вида профессиональной деятельности, соответствующей профилю обучения. Практическая направленность предполагаемого метода конкретных ситуаций состоит в применении его как средства для профессиональных проб, имитирующих специфику реальной профессиональной деятельности данного направления, способствовании профессиональной ориентации школьника.

Основные требования к уровню подготовки учащихся:

— анализировать реальные числовые данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков, извлекать из них нужную информацию;

— строить по имеющимся статистическим данным таблицы и диаграммы заданного типа;

— работать на принципах равноправия и сотрудничества;

— искать пути анализа, идентификации и решения проблем;

— оценивать свой профессиональный потенциал.

Предполагаемый результат: развитие коммуникативных умений, личностного роста и профессионального самоопределения, социализация учащихся.

Программа курса рассчитана на 17 часов и может быть предложена для учащихся выбравших соцально-экономический, а также технический профиль обучения. Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и может равнозначно быть использован как факультативный курс.

При изучении данного курса предполагаются следующие формы работы с учащимися: практические занятия в форме организационно-деятельностных игр, занятия в группах малого состава, коммуникативные методы (обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, генерация идей), выполнение исследовательских и творческих заданий, использование контрольно-обучающих компьютерных программ.

Мониторинг и оценка уровня знаний производится путем анализа проверочных и практических работ, формирования отношения к изучаемому курсу.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса.

Практической подготовкой учащихся к профессиональному выбору, обучение будет проходить в деятельностной парадигме, которая является приоритетной по отношению к ФГОС.

Практикой использования программ EXSEL , WORD .

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс, ресурсы:

Тестами на профессиональную ориентацию.

Средствами представления демонстрационного материала: мультимедийный компьютер, видеодвойка.

Средствами фотографирования и видеозаписи: цифровой фотоаппарат.

Машинно-тракторный парк СПК «Киров».

Текст заданий для проведения самостоятельной работы.

Какие виды деятельности возможны.

коллективный анализ деятельности малых групп.

практические работы на предприятии.

решение практических задач на применение физико-математических методов в профессиях сельскохозяйственной направленности.

обработка результатов наблюдения, исследования.

оформление результатов на компьютере.

Какие виды работ могут выполнить учащиеся.

моделирование игровых ситуаций.

изучение и применение правил ролевого взаимодействия.

участие в дискуссии по анализу заданий ситуаций и ее разрешению.

практическое использование физико-математических методов в решении конкретных задач.

Какова доля самостоятельности ученика.

Учащиеся могут выбрать:

-сюжетную линию будущей деятельности;

-самоопределение по группам и внутри группы;

-самооценку и взаимооценку работы в группе.

Каковы критерии успешности.

Профессиональная проба на практике в СПК «Киров».

Определение уровня самооценки в малых группах.

К=У/П (У-успех, П-притязание).

У > П – низкая самооценка.

У<П — высокая самооценка, притязание не имеет границ.

У=П — высокая самооценка, достигают поставленной цели.

Фиксирование динамики интереса.

Анкетирование. 2. Рефлексия. 3. Профессиональная проба.

Форма итоговой отчетности (форма оценки зачет/незачет):

на выбор: — зачет, — реферат, — самостоятельная работа.

Критерии оценки работы учащихся (зачет/незачет).

Оценка результатов работы:

-использование теоретического материала;

-вклад в окончательное решение;

-умение найти убедительные доводы в пользу своей точки зрения.

Оценка мотивации к работе:

-умение отказаться от своей точки зрения в пользу оптимального решения;

-умение работать в команде;

Таким образом, если учащийся выполнил по одному из условий выше перечисленных ( Оценка результатов работы и Оценка мотивации к работе) , то ему ставится зачет, в противном случае — незачет.

^ Актуальность курса. В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса алгебры и геометрии. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.

^ Новизна данного курса состоит в интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, над развитием интуиции, воображением, сообразительности и других качеств, лежащих в основе творческого процесса, над внедрением информационных технологий в развитие математической грамотности над пониманием красоты и изящества математических рассуждений.

^ Оригинальность программы состоит в том, что на основе развития интереса к математике, создаются условия для творческой мыслительной активности детей.

Степень интегрированности с другими образовательными программами, уровень междисциплинарных связей программы. Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, российское образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Наша задача не только дать учащимся математические знания, но и сформулировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению и самореализации личности. Использование межпредметных связей является одним их условий реализации прикладной направленности обучения. Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность, в данной программе показана связь математики с химией, географией, биологией, физикой.

^ Реализация принципа преемственности. Преемственность реализации задач прикладной направленности позволяет выполнять заказ общества на подготовку личности, на личности не только владеющей знаниями, представлениями о применении этих знаний, но и умеющей эти знания применять в различных областях деятельности, при решении практических задач, как учебных, так и жизненных проблем.

Таким образом, преемственность реализации курса «Решение задач с практическим содержанием» является одним из путей осуществления компетентного подхода в обучении.

Исследуя умения старшеклассников использовать полученные знания и умения в практических ситуациях, было обнаружено, что не все учащиеся могут это сделать. Так, например, некоторые ученики при решении задач допускают следующие ошибки: неправильно интерпретируют исходные данные или на их основе составляют неверную математическую модель, записывают неправильно ответ в связи с тем, что не соотносят полученные результаты решения данной задачи и ее реальность.

^ Практическая направленность содержания программы. Практическая направленность курса связана с раскрытием значимости математики, ее методов в деятельности человека для познания им окружающего мира, для применения полученных знаний, умения на практике. Кроме того, осуществление этой направленности позволяет решать проблему мотивации, целеполагания, так как показ значимости изучаемого материала привлекает внимание учеников к содержанию занятия, помогает понять не только социальную ценность материала, но и ценность «для себя». Однако, перенасыщенность содержания школьных учебников теоретическими заданиями и недостаточное количество часов, мизерное количество часов прикладного характера, показывающие связь с теорией и ее практического применения в жизни, в будущих профессиях, далеко не способствуют их реализации. Поэтому был осуществлен выбор в пользу данного курса «Задачи прикладной направленности», где демонстрируется связь математики с другими науками, с жизнью.

^ Используемые методы: наглядный, словесный, проблемный, практический.
На каком содержательном материале:

Данные САМАРАСТАТа – сведения из Интернета.

Барсуков А.Ф. Справочный материал по сельскохозяйственной технике. — М, Колос, 2001г.

Иофинов С.А. Эксплуатация машинно – тракторного парка. – М, Колос, 2004г.

Гатаулин А.М. Экономико – математические методы в планировании сельскохозяйственного производства. – М, Колос, 2004г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.